| ||||||
|
| |||||
Пенюшева С.Н. Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школеВВЕДЕНИЕМодернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему? Во-первых, они применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника»: каковы мотивы его деятельности, умеет ли он понимать учебную задачу, осуществлять поиск средств ее решения, есть ли у него желание улучшать результаты своего учебного труда. Во-вторых, каждый предмет вносит свой вклад в формирование учебных умений, и с этой точки зрения они являются межпредметными. Впервые программа формирования умений учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др. В последние годы идеи Д. Б. Эльконика стали наиболее актуальны. Приоритетом начального общего образования ( в Федеральном компоненте государственного стандарта) является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Это актуально и для нашего общеобразовательного учреждения, так идет подготовительная работа по введению экспериментальной площадки по данной теме. Решение вышеуказанной проблемы составляет цель нашего исследования. Задачи, которые ставим перед собой: 1.Раскрыть сущность понятия общеучебные умения и навыки. 2.Охарактеризовать существующие подходы и классификацию общеучебных умений и навыков. 3. Показать пути и педагогические условия формирования общеучебных умений и навыков на уроках в начальной школе. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.1.1. Сущность умений и навыков. Совершенствование формирования у учащихся умений и навыков учения во многом зависит от единства во взглядах на сущность этих понятий. В педагогической литературе встречаются различные определения данных понятий. В одних случаях умения определятся как готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний. В других , как способности человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Имеют место определения умений как практического действия, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. В пособии по дидактике под редакцией М. А. Данилова и М. Н. Скаткина речь идет об умениях и навыках, которые являются усвоенным опытом различных способов деятельности. Эти и другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу. По-видимому, причиной этого является сложность понятия, многогранность его свойств. Следует также учесть, что подходы к определению данного понятия во многом берут свое начало в исследованиях психологов. Существует единое толкование понятия «навык». Психологи объясняют навыки как «автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения». В связи с тем ,что практически невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению, выделим общие и отличительные признаки умений и навыков. Общее между ними состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Этот результат выражается в готовности (способности) человека совершать действия. Общим признаком умений и навыков является и то, что они характеризуют готовность школьника совершать действия, которая приобретена на основе усвоения способов учебно-познавательной деятельности. Различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т. е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного с неизвестным. Поэтому отмечается, что действия совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы. Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль за его выполнением осуществляется главным образом подсознательно. Это разгружает мозг, помогает решать ему сложную мыслительную задачу. 2.2.Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом. Обучение по своей природе и по особенностям его организации процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т. е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.
Фонд действенных знаний – это материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.
Существует две категории учебных умений: общие и специальные. Речь пойдет об общеучебных умениях и навыках, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся. Общеучебные умения и навыки – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Все общеучебные умения и навыки можно разбить на четыре группы (Татьянченко Д. В., Воровщиков С. Г.) (12,13): Учебно-управленческие- общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися ( планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т. е.корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
Учебно информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Умения работать с письменными текстами
Умения работать с устными текстами
Умения работать с реальными объектами как источниками информации.
Учебно-логические умения- общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Анализ и синтез:
Сравнение.
Обобщение и классификация.
Определение понятий.
Доказательство и опровержение.
Определение и решение проблемы.
Н. А. Вольнова, доцент кафедры управления и экономики образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, предлагает другую классификацию общеучебных умений и навыков по классам(4).
1.Учебно – организационные умения и навыки. 1 класс
3 класс
5 класс
7 класс
9 класс
2.Навыки чтения и использования литературы (учебно – информационные).
1 класс
3 класс
5 класс
7 класс
9 класс
3.Навыки устной и письменной речи (учебно-коммуникативные).
1 класс
3 класс
5 класс
7 класс
9 класс
Системный подход к формированию общеучебных умений и навыков предлагают педагоги экономико-математического лицея №29 города Ижевска, которые разделили их на четыре группы, что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся(5):
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание. Средством активизации познавательной деятельности учащихся и важным элементом обучения является диалог. Также одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить школьников проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приемов логического мышления: прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки; прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета; прием подведения под понятие. В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе). На уроках природоведения используем систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации ( На пути туристов встретились следующие формы земной поверхности: плоская равнина, горы. Изобразите схематически формы поверхности, по которым двигались туристы). Каждый грамотный человек должен знать и уметь читать карту. Основы этого умения закладываются на уроках природоведения в начальной школе. Своеобразие ее в том, что состояние и связи объектов показаны очень компактно с помощью цвета, линий, цифр, слов. Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения) тесно связано с уроками математики – числовые лабиринты, ребусы, занимательные задания,… Культуру чувств и образное мышление развивает умение смотреть картину. Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с их возрастными и психологическими особенностям, так как у них образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свом переживания в виде рассказов, сочинений во многом помогает выявить содержание произведения искусства. Очень важно, какое настроение владеет ребенком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чет-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. На каждом уроке ученики, работая с текстом не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Литература – храм, а чтение – дорога к нему. Сейчас предмет в начальной школе называется «Литературное чтение». Цель его – формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного: умение понимать идею произведения; умение видеть авторскую позицию; определение собственного отношения, т. е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку; уметь воспринимать произведение эстетически (уметь видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано); знание книг и умение самостоятельно их выбрать (ведение читательских дневников). Последнее умение особенно важно, так как любая деятельность, тем более учебная направлена на конечный результат, а в дальнейшем изменяется вследствие анализа этого результата. Юных читателей следует терпеливо приучать к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Примерные вопросы и задания: Спроси о том, чего ты не понял. Как ты проверишь, понял ли одноклассник содержание отрывка (главы)? Прочитай вопросы учебника. Какого вопроса, по-твоему, недостает? Задай его нам Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении произведения? О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы. Ни один культурный человек, став взрослым, не обойдется без книги – справочника любого характера. Но взрослый только тогда полюбит общение со словарями, когда они появятся у него на руках в детском возрасте. Это хорошо, когда ученик умеет найти нужную для себя информацию. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой. И все же умение учиться в значительной степени зависит от того, насколько эффективно могут ученики работать с учебником (условными обозначениями, текстом, заданиями , упражнениями,…). Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать преследуя различные цели. На уроках идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе пригодится и в последующем обучении . Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. На уроках используются такие приемы формирования учебных действий: развитие целеполагания, формирование планирования, выработка учебных действий, развитие контроля, формирование оценивания. Для осуществления успешной оценочной деятельности, ученику необходимы определенные оценочные умения: умение определять предмет оценивания; умение воспринимать предмет оценки; умение устанавливать критерии оценки; умение сопоставлять предмет оценки с критериями оценки. Оценка связана с учебно-познавательной деятельностью: формируются логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование; учащиеся овладевают умениями речевой деятельности, их речь становится более точной и доказательной ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве. Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами: -не требует выделения дополнительных часов; -обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков в рамках каждого предмета; -создает единое образовательное пространство для учащихся. Целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу и методике формирования общеучебных умений и навыков, которые разделены на группы ( по ступеням и по классам), что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся.
БИБЛИОГРАФИЯ.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |