Анализ воспитательной работы за 2005 – 2006 уч.год
Мы говорим о воспитательной работе, а какова же цель самого воспитания?
Цель воспитания – максимальное развитие личности, способной адаптироваться в современном обществе.
В этом учебном году школа решала следующие воспитательные задачи:
-
воспитание стремления к здоровому образу жизни;
-
развитие творческих способностей учащихся;
-
привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы
-
воспитание культуры поведения.
Анализируя работу за прошедший год можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены успешно и решение данный задач привело в предыдущие учебные года к созданию воспитательной системы. В основе ее совместная деятельность детей и взрослых по различным направлениям:
-
гражданско-правовое;
-
нравственно-патриотическое;
-
эколого-краеведческое;
-
физкультурно-оздоровительное;
-
развитие школьного самоуправления;
-
работа с родителями;
-
учебно-познавательное.
Использовались различные формы внеурочной воспитательной работы. Совместная работа, совместная творческая деятельность, любой труд учащихся, учителей и родителей оказывали положительное воздействие. Также были использованы образно-художественные формы – дети готовили концерты, праздники.
Очень важно каждому ребенку помочь приобрести уверенность в себе, развить способности, выявить интересы, подготовить к жизни в современном обществе. Поэтому хотелось бы отметить самые яркие мероприятия, в которых было заметно решение поставленных задач:
-
Тематическая «неделя права»;
-
День пожилого человека;
-
День учителя;
-
Конкурсы рисунков на различные темы;
-
Праздник урожая «Бродят сказки по лесу»;
-
Выставка рекордов природы;
-
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
-
Выборы президента школы;
-
Концерты для родителей;
-
Неделя детской книги;
-
Игровые программы;
-
Вечера, фестивали, КВНы.
Посещаемость общешкольных мероприятий высокая. Данные мероприятия несут положительный результат, влияющий на развитие личности ребенка.
В школе функционирует детско-юношеская организация «ЛУЧ». Девиз организации «Светить всегда, светить везде хорошими делами». Каждый год в начале учебного года проходят выборы учащихся в органы самоуправления - президент школы,
также выбираются старосты классов и комиссии по:
-
экологии;
-
образованию;
-
спортивная комиссия;
-
редколлегия;
-
дежурная комиссия, ответственная за чистоту.
Старосты во главе с президентом проводят заседания 1 раз в 2 недели, где решают школьные дела.
Развитие личности тесно связано с обучением в системе дополнительного образования. В школе была спланирована работа кружков и секций:
-
«Разговор о правильном питании» 1 -4 классы; (15 учащихся – 48,3%);
-
«Психологическое развитие» 1 -4 классы; (15 учащихся - 48,3%);
-
«Юный столяр» 5 -9 классы; (15 учащихся – 42,8%);
-
«Эстетика быта» 1 -9 классы (15 учащихся – 22,7%);
-
«Баскетбол» 5 – 9 классы (17 учащихся – 48,6%);
-
«Легкая атлетика» 1 – 4 классы (18 учащихся – 58,1%)
Имеются хорошие качественные показатели работы, как на школьном, так и районном уровнях.
Учащиеся не замыкаются в стенах своей школы. В течение года принимали активное участие в районных мероприятиях, конкурсах и соревнованиях и занимали призовые места:
-
баскетбол (3 место);
-
волейбол (3 место);
-
конкурс «Дарю цветы учителям» (2,3 место);
-
конкурс «Флора-декор» (1 место – учитель Галина Леонидовна Поливенко);
-
«Юный столяр» ( место);
-
Исследовательская работа «Чистая вода» (1 место);
-
КВН школьная лига полуфинал (1 место), финал (2 место);
-
конкурс «Моя любимая мама» (2,3 место);
-
конкурс «Твори, выдумывай, пробуй» (1 место);
-
конкурс «Мое любимое объединение» (2,3 место).
-
конкурс «Космос в сердце ребенка» (2 место);
-
конкурс, посвященный Дню защитников Отечества III возрастная группа – средний возраст (5-8 классы) – 1 место;
-
фестиваль хореографического искусства «Весенняя капель» - младший возраст (3 место);
-
фестиваль детских организаций «Детство без границ» - младший возраст (1 место).
Анализируя воспитательную работу, мы сделали вывод, что наша школа находиться на этапе развития воспитательной системы, так как активно развивается общешкольный коллектив, коллективные традиции, системность отношений с социумом, цели воспитательной системы сформулированы и осознаны педагогами, детьми и их родителями.
Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями не ограничивается проведением родительских собраний.
В следующем учебном году необходимо запланировать следующие воспитательные задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни;
- осуществление преемственности между детским садом, начальной и основной школой;
- воспитании эстетической и физической культуры учащихся, способности к творчеству и готовности к труду.
Цель – продолжать развитие личности в учебное и внеучебное время.
Я как молодой учитель убеждена никакие успехи в воспитании и обучении ребенка невозможны, если педагог не любит своих учеников. Своим девизом хочу взять слова В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Каждый свой урок я начинаю с улыбки, которая тут же возвращается и создает атмосферу доверия и уважения. И еще: самое главное условие становления личности маленького человека – развитие его творческих способностей. Творческое видение мира – это то, что понадобится школьнику во взрослой жизни, которая требует сегодня от каждого нестандартного мышления и самостоятельности.
Хочется написать такие строки Л.Б. Кривонос о труде и деятельности современного педагога.
Размышления о современности.
Ваше величество, ваше высочество –
Но, к сожаленью лишь имя да отчество.
Красное море, Ямайка, Египет –
Но весь свой отпуск на грядках сидишь ты.
Кутюр от Кардена – звучит так таинственно,
А ты круглый год все в любимом, единственном!
И горькой слезою глаза бы наполнились,
Но не увидите, чтоб не припомнилось.
Богатство и бедность – две точки бескрайние,
Одна очень лжива, другая – бесправна!
Что выбрать для счастья – спросить ли у Бога?
Но Бог мне укажет другую дорогу:
«Смотри, идут к храму голодный и сытый,
И все хотят счастья – а совесть забыта!
И ждут искупленья грехов своих тяжких,
И не дождутся – ведь совесть забыта».
Стою я в раздумье – что выбрать, что делать?
Богатства - не надо, и бедность заела…
Для счастья – достаток в семье выбираю,
Здоровье, удачу, обиды прощаю…
А что еще надо – итак все понятно,
Одно лишь УЧИТЕЛЬ – звучит так приятно!
Всегда ты приветлива и улыбаешься,
На боли чужие всегда откликаешься,
Тактична, умна, очарована Басковым,
Вокруг замечаешь ты только прекрасное!
Здоровья, удачи, познанья хранитель!
Достатка и счастья мой скромный учитель!
А еще по моему мнению самое главное – это увлечь, но достичь этого не за счет дополнительной нагрузки, а за счет совершенствования форм и методов обучения. На уроках-сказках, уроках-КВНах, уроках-путешествиях у детей возникает интерес к знаниям, к самому процессу их добывания, и тогда уже моя задача – этот ученический интерес удержать на годы.