Кружок «Компьютер – твой друг»
Кружок «Компьютер - твой друг»
(традиционная адаптированная программа)
(5-9 классы)
(срок реализации – 1 год)
Составитель: учитель истории Дурновцева М.В.
Рецензент: зам.директора по УВР Зотова Л.Н.
Основное содержание программы.
1.0 Знакомство с ПК. Понятие информации. Способы работы с информацией. Программное обеспечение. Его виды. Единицы информации (байт, бит).
2.0 Знакомство с ОС (операционной системой). Понятие ОС. Функции ОС. Файл. Функции файловой системы (ФС). Папка. Основные операции с папками и файлами.
3.0 Работа с Windows. Что такое Windows. Запуск компьютера. Выключение компьютера.
3.1 Устройства управления. Клавиатура. Знакомство с клавишами. Мышь. Приемы управления мышью.
3.2 Рабочий стол (значки, ярлыки, окна, контекстное меню). Значки документов. Ярлыки программ. Понятие «окна», работа с окнами. Контекстное меню, вызов контекстного меню, работа с контекстным меню.
3.3 Меню «Пуск». Вызов меню «Пуск». Знакомство с меню «Пуск». Работа с меню «Пуск».
3.4 Программа просмотра изображений и факсов. Знакомство с программой «И. и Ф.». . Работа с программой «И. и Ф.».
3.5 Графический редактор Paint. Запуск программы. Работа в программе. Создание рисунков. Знакомство с кнопками внизу экрана. Работа с кнопками- панель инструментов: Удаление, Печать, Сохранение, Вызов программы редактирования, Изменение размеров.
3.6 Windows Media Player (WMP). Знакомство с программой. Прослушивание файлов - музыкальных композиций. Копирование с компакт диска. Копирование на компакт диск.
3.7 Документы. Файлы. Папки. Понятие документа, файла, папки. Свойства. Работа с папками «Мой компьютер», «Мой документы». Задачи для файлов и папок (Скопировать, Удалить, Переместить, Переименовать, Создать, Записать на диск, дискету).
3.8 Настройка ОС. Выбор фонового устройства рабочего стола. Оформление элементов окна. Применение корзины(Recycle Bin). Настройка системных часов и системного календаря.
4.0 Microsoft Office. Понятие о МО. Стандартные программы. Профессиональные программы. Бизнес - приложения.
4.1 Стандартные программы. «Блокнот». Ввод и редактирование текста. Работа с блоками текста. Основные правила набора. Навыки работы с клавиатурой.
4.2 Стандартные программы. «Калькулятор». Виды. Работа с калькулятором.
4.3 Microsoft Word.
4.3.1.Ввод и редактирование текста: создание нового документа, ввод текста, создание нового документа с помощью мастера или шаблона, непечатаемые символы, поиск и замена текста, просмотр текста в режиме разметки.
4.3.2.Форматирование текста: изменение межзнакового интервала, табуляция, применение специальных эффектов, установка межстрочного интервала, установка маркеров в абзацах, нумерация абзацев, поиск и замена фрагментов отформатированных определенным способом, стиль документа, создание стиля форматирования абзацев.
4.3.3.Установка параметров страниц документа: создание нескольких разделов в документе, разбиение текста на страницы, нумерация страниц, создание колонок, автоматическое форматирование документа.
4.3.4 Создание таблиц: построение стандартной таблицы, рисование таблицы, создание сложной таблицы, ввод данных в таблицу, выравнивание содержимого ячеек, суммирование чисел в таблице, удаление данных из таблицы, вставка строк, столбцов, объединение ячеек в таблице, преобразование текста в таблицу.
4.3.5.Специальные приемы работы с текстовым редактором Word: автозамена текста, вставка специальных символов, автотекст, автоматическое сохранение документа, вставка и редактирование гиперссылок.
4.4. Maicrosoft Power Point. Основные приемы создания презентации, мастер автосодержания, примеры презентаций, режимы просмотра, добавление слайдов, удаление слайдов, создание текстовых слайдов, вставка графических объектов в слайды.
4.5.Творческая работа в Maicrosoft Power Point.Учащиеся самостоятельно составляют презентацию на свободную тему.
Методическая часть.
Предлагаемый учебный материал ориентирован на 34 часа изучения.
Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:
1.объяснение.
2.показ.
3.практическое закрепление полученных знаний за компьютером.
Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, учащиеся постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.
Занятия на кружке должны строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ученика. Также должно учитываться наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у учащегося своего домашнего ПК.
Различная начальная подготовленность участников кружка требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же, как и успехи учащихся уже имеющих навыки обращения с компьютером.
Диагностическая часть.
Форма Проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
Защита презентации Microsoft Power Point на заключительном занятии. |
Май 2007г. |
Руководитель кружка |
Концептуальная часть.
Данная программа кружка разработана с учетом проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001», над реализацией которого по поручению В.В. Путина работало Министерство образования РФ.
На занятиях кружка учащиеся научатся работать на компьютере, узнают как использовать персональный компьютер (ПК) для подготовки к урокам. Не смотря на то, что приемы и методы работы с вычислительной техникой (сегодня) относятся к высоким информационным технологиям, ничего сложного в них нет. Освоение информационных технологий связано с огромным количеством терминов и понятий. В единичном случае трудно освоить все понятия, но знакомство с новыми понятиями во взаимосвязи позволяет усвоить их наиболее глубоко. Программа кружка позволит прежде всего разобраться с понятиями и их взаимосвязью.
Несмотря на скромный объем (34 часа), она охватывает практически все компоненты, входящие в учебные программы по информатике.
Программа рассчитана на школьников второй ступени обучения.
Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий.
Программа нацелена на развитие у учащихся общих учебных умений и навыков:
1. учебно-организационных (планирование деятельности, рациональное выполнение заданий и т.п.);
2. учебно-коммуникативных (умение слушать, умение конспектировать, умение выступать перед аудиторией, защита презентации и т.п.);
3. учебно-информационных с компьютерными источниками информации, умение работать с компьютерной техникой (принтер, сканнер и т.п.);
4. учебно-интеллектуальных (самостоятельно вырабатывать алгоритм действий, классифицировать информацию и т.п.).
Цель обучения: развитие умений и навыков работы с ПК, знакомство с операционной системой Windows XP, работа в прикладных программах: Microsoft Word, Paint, Блокнот, Power Point, Калькулятор, Программа просмотра изображений и факсов.
Задачи:
1. Обучение работе на компьютере, развитие умения работать с информацией.
2. Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие общих учебных умений и навыков.
3. Повышение интереса к учебным предметам, мотивация к самообразованию. Воспитание у учащихся настойчивости, целеустремленности, коммуникабельности, предприимчивости.
Тематическое планирование.
|
Количество часов | ||
Теория |
Практ. |
Всего | |
1. Знакомство с ПК.Понятие об информации.
2. Знакомство с ОС (операционной системой).
3. Работа с Windows: 3.1 Устройства управления (мышь,клавиатура) 3.2 Рабочий стол (значки, ярлыки, окна, контекстное меню) 3.3 Меню «Пуск» 3.4 Программа просмотра изображений и факсов 3.5 Графический редактор Paint 3.6 Windows Media Player 3.7 Документы, файлы папки 3.8 Настройка ОС
4. Microsoft Office 4.1 Стандартные про- граммы «Блокнот» 4.2 Стандартные програмы«Калькулятор» 4.3 Microsoft Power Point 4.4 Творческая работа в Power Point |
1
1
0,5
1 1
1
1 1 1 1
1
0,5 1
- |
1,5
1 1
1
3 1 3 1
1
1,5 4
3 |
1
1
2
2 2
2
4 2 4 2
2
2 5
3 |
Итого: 12 22 34
Ожидаемые результаты.
К концу срока обучения учащиеся должны:
Знать:
- что такое информация;
- какие носители информации существуют;
- что такое бит, байт;
- правила ТБ при работе на компьютере;
- состав основных устройств ПК, их назначение;
- устройства ввода и вывода;
- принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог;
- назначение текстовых редакторов;
- основные режимы работы текстовых редакторов;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов. Палитры, ножниц, ластика;
Уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов человеческой деятельности, живой и неживой природы и техники;
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах байтах);
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- вставлять дискеты и диски в накопители;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- выполнять основные операции с файлами и папками: копирование, перемещение удаление, переименование, поиск;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- сохранять текст на диске дискете, загружать с диска, выводить на печать;
- строить несложные изображения с помощью графического редактора;
- сохранять рисунки на диски и загружать с диска, выводить на печать;
- создавать в компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки;
- работать с мультимедийными обучающими программами;
- работать в программе Power Point.
Список литературы
для руководителя кружка.
1. Информатика 7-9 класс, под ред. Профессора Макаровой Н.В.. – Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск: Питер, 2001.
2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере, 6-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Нолидж, 2001.
3. Леонтьев В., Новейший самоучитель работы на компьютере. – М.: «Олма-пресс образование», 2005.
4. Симакин И.Г.. Хенер Е.К., Информатика. Задачник практикум в 2 т. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
5. Симонович С, Евсеев Г, Алексеев, Windows лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
6. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе, Москва 2001.
7. Стив Сагман, Microsoft Office 2000 (самоучитель).
Список литературы для учащихся.
1. Симонович С, Евсеев Г, Алексеев, Общая информатика (5 – 9 класс). Москва, 2001.