Дурновцева М.В. Интеллектуальная игра «Государственные символы России»
Задачи:
1. Образовательная: практическое использование знаний из истории государственной символики России;
2. Развивающая: развитие активности и творческого мышления учащихся, развитие эмоциональной компетентности;
3. Воспитательная: воспитание бережного отношения и уважения к существующим символам государства, как памятникам прошлого, и достоянию современности.
Оборудование: изображение государственного герба, флага, медиапрезентация.
Ход игры.
I. Оргмомент (Слайд-клип «Россия»).
Добрый день, уважаемые участники.
Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Государственные символы в судьбе России».
На экране написаны названия туров Слайд). Все участники делятся на три группы – сектора; внутри группы участники могут совещаться и помогать своему представителю. Критерием оценивания вашей деятельности избрана «верста» (Слайд). За правильный ответ сектор получает 300 верст, за неполный – 200 верст, а за выполнение групповых заданий в качестве поощрения от ведущего – 100 верст. Сектор, набравший большее количество верст, объявляется победителем, а участники игры «почетными гражданами».
II. Постановка учебной задачи.
В новое тысячелетие Россия вошла с обновленной государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орел появился еще в московском царстве. Символы государства означают его независимость, подчеркивают особенности и значимые традиции сложившиеся в ходе исторического развития.
Наша страна по разному называлась на протяжении истории (Российская империя, СССР, РФ и т.п.).
В первой статье Конституции РФ указано современное название нашего государства и определена форма государственного правления:
1. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
Цель нашей игры – проследить историю государственных символов России.
III. Ход игры.
Итак, приступим к первому туру нашей игры, который называется «Русский орел с античным профилем». Как вы считаете, о чем пойдет речь в этом туре? Что означает выражение «Орел с античным профилем»? (Ответы участников).
Ученик I. До Петра I на Руси существовали эмблемы – личные знаки князей. Особенно были распространены две: всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с распростертыми крыльями. Изображение орла встречается еще у древних народов, им украшались ткани, расписывались стены. В XIII – XIX вв. двуглавая птица «долетала» до Европы, разместившись на монетах и печатях. А когда же появился двуглавый орел в России?
Ученик II. Я тебе расскажу. С 1462 по 1505 г. на Руси правил великий князь Иван III. Вот с его именем и связывают появление нового символа Российского государства. Версия происхождения герба такова. Великий князь московский, Иван III , женившись на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора, заимствовал герб некогда славной Византийской империи – двуглавого орла, соединив его с московским всадником. Правда, существуют и другие объяснения, о них ты можешь прочитать в книгах.
Вопрос к участникам. Не меньшее значение в российском гербе имеет всадник, поражающий копьем дракона.
Кто этот всадник и какова его роль для Отечества? Выберите правильный ответ:
1. Дмитрий Донской, поражающий хана Мамая:
2. Иван III, поражающий хана Ахмата, сумевший прекратить выплату дани Большой Орде;
3. Святой Георгий, которого московские князья почитали как защитника и покровителя.
Ученик I. Значит, официальным символом двуглавый орел стал на Руси в XV в. при Иване III ?
Ученик II. Да, но только в XVII в. эти изображения стали именовать государственным гербом. В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667г. о толковании герба написано, что «орел двуглавый есть герб державный великого государя». В современном Законе РФ «О государственном гербе РФ» написано: «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь … дракона, также обращенного влево».
Вопрос к участникам: Что символизируют три короны на двуглавом орле современного герба?
Задание секторам: Разработать проект герба школы и представить его, учитывая некоторые правила и значения. Основа герба - щит.
Каждый цвет имеет свою символику.
Золото означает богатство, силу, верность, чистоту и постоянство.
Серебро- невинность, чистоту.
Голубой - величие, чистота, ясность.
Красный- храбрость, мужество.
Зеленый-надежда, изобилие, свобода.
Черный - образованность, печаль.
На щите могут быть изображены животные, птицы, растения.
Кошка- символ независимости;
Волк - злости, жадности;
Медведь - силы, мощи;
Собака - верности, преданности;
Лиственница- символ России;
Береза- символ постоянства, верности;
Кедр - надежности и могущества.
( Подведение итогов первого тура)
А теперь приступим ко второму туру нашей игры.
Ученик марширует со стягом красного цвета. Тихо напевает: « Смело мы в бой пойдем…». На встречу ему выходит ученица и задает вопрос: «А почему ты собрался в бой под красным знаменем. Ведь наш государственный флаг - трехцветный?».
Ученик: Потому, что в 2000 г. к государственному флагу России приравнено и Красное знамя Победы. А еще раньше, вероятно, у древних славян, флаги тоже были красными, самыми заметными и яркими. Красный цвет звал на битву.
Ученица: А я знаю традицию трехцветного флага. Пошла она со времен Северной войны, когда Петр I дал русской армии и флоту бело- сине- красный флаг. Расположение его полос отражало представления людей оттого времени об устройстве мира. Внизу- мир мифический- красный. Выше-небесный- голубой. Еще выше- мир божественный- белый. Современный трехцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ. Аеще у нашего флага есть праздник.
Вопрос к участникам: Когда россияне отмечают День государственного флага РФ? Выберите правильный ответ:
1) 12 июня;
2) 22 августа;
3)12 декабря.
Вопрос к участникам: Известно, что цвета российского флага имеют глубокий символический смысл. Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным:
1)белый - мир, чистота, правда, непорочность; синий - вера, верность, постоянство; красный- энергия, сила, кровь пролитая за Отечество.
2)белый - верность, вера; синий - мир, правда; красный- красота, удаль;
3)белый - богатство, сила; синий - величие, ясность; красный- надежда, свобода.
(Подведение итогов второго тура)
Следующий тур нашей игры называется – «Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою…».
Ученик 1: В истории нашего государства было немало «хвалебных гимнов». Назовите какие вы знаете?
( «Интернационал», «Гимн СССР» и тп.)
Ученик 2: Гимны ты знаешь. А что ты знаешь о истории создания государственного гимна России?
Ученик 1: Я знаю, что надобность в гимне появилась при Петре I. При Елизавете Петровне музыка стала непременной составляющей жизни двора. С 1816 г. официальным гимном России стал английский гимн – « Боже, храни короля!». (Музыка).
Русский текст к нему написал Василий Жуковский в 1833 г., но музыкальная основа не отражала характера русского народа. Николай I дал поручение композитору А.Львову сочинить музыку. 11 декабря 1833 г.прозвучал российский государственный гимн «Боже, царя храни!», который звучал до 1917 года. (Музыка).
С февраля по октябрь 1917 г. Звучал гимн «Рабочая Марсельеза». (Музыка).
После октябрьской революции большевики утвердили в качестве гимна страны партийный гимн «Интернационал». (Музыка).
В годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна. В ночь на 1 января 1944 г. Прозвучал новый гимн СССР, музыку которого написал А.Александров, а слова – С.Михалков и Г.Эль- Регистан. (Музыка).
В 2000 г. на музыку Александрова был написан новый гимн России. (Музыка).
Вопрос к участникам:
Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим!»
1) «Народному гимну» В.Жуковского;
2) «Интернационалу» Э.Потье;
3) «Гимнам Родине» Ф.Сологуба.
Задание секторам: Написать четверостишие, посвященное России.
Подведение итогов игры.