Пенюшева С.Н. Формирование учебно-управленческих умений, навыков и способов познавательной деятельности в начальной школе
В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
В условиях личностно-ориентированного обучения, характеризующегося изменением функций образования, актуальным выступает формирование учебно-организационных умений у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.
Под учебно-управленческими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащихся.
К ним относятся:
- умение понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение понимать последовательность действий, реализуемых при индивидуальном и коллективном выполнении учебной задачи;
- умение соблюдать последовательность действий при индивидуальном выполнении учебной задачи в отведенное время;
- умение соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи в отведенное время;
- умение соблюдать последовательность выполнения домашних учебных заданий в определенных временных границах;
- умение самостоятельно (или по совету учителя) готовить рабочее место для учебных занятий в школе и дома;
- умение пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами;
- умение соблюдать правильную осанку на рабочем месте;
- умение выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда;
- умение сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;
- умение владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);
- умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму;
- умение вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.
В начальной школе формируются основы оценочной деятельности, поэтому каждый день мы создаем ситуации для проведения самооценки детей, умения договариваться, обмениваться мнениями, просить о помощи, оценивать друг друга.
Особое внимание уделяем первоклассникам. Чтобы создать у них позитивное отношение к школе с самых первых уроков, помогает курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова). Его цель – адаптация к новой жизненной ситуации, обучение способам поведения, организации в различных условиях.
В нашей школе в стадии разработки находится программа обучения младших школьников основам самоорганизации, которая помогает детям открыть самих себя, свои силы, способности, познакомиться с путями их совершенствования и развития. Одним из эффективных методов работы являются беседы-занятия по вопросам самопознания, саморазвития, самоорганизации. Они очень короткие, по 5 минут и проводятся на уроках, когда учебный материал позволяет тему беседы с содержанием изученного материала. Так первоклассникам предлагаются темы, которые позволяют выработать у всех детей уверенность в наличии у них сил и способностей к успешному учению и саморазвитию: «Почему человек должен учиться?», «У каждого человека есть способности», «Что такое лень? Откуда она берется?», «Может ли человек управлять собой?». Второклассников мы стараемся увлечь процессом самоорганизации, сформировать психологическую установку к учению как к решающему средству развитию всех качеств личности, к самоуправлению своим поведением: «Самый лучший способ хорошо учиться – это научиться учить себя», «Должен ли школьник помогать товарищам в учении и труде?». У учащихся 3-4 классов стараемся выработать устойчивую привычку – потребность в постоянном совершенствовании своей личности на основе общественно-значимых и высоконравственных мотивов деятельности в коллективе, направлять на содержательный, личностно-полезный труд самоорганизации личности, исходя их индивидуальных особенностей: «Деятельность – лучшее лекарство от лени и глупого поведения», «Какими качествами должен обладать настоящий человек?», «Как научиться контролировать себя?».
Сформированность учебно-организационных умений учащихся проводится с первых дней обучения как способа прогнозирования и регулирования успешности в обучении и развитии. Проводится диагностика с целью определения уровня сформированности каждого умения, входящего в комплекс, т. е. проявление школьником обобщенного способа организации деятельности. Фактическая диагностика умений на завершающем этапе образования будет неэффективной.
Диагностика учебно-организационных умений учеников первого и второго классов проводится в форме индивидуальной устной беседы, поскольку не все учащиеся в этом возрасте достаточно бегло читают и пишут. Вербальные ответы на вопросы позволяют определить уровни осознанности и полноты осуществления данных умений.
Диагностика умений учеников 3-4 классов проводится на хорошо усвоенном учениками содержательном учебном материале.
Для определения умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности, предлагаются такие задания:
1. Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача. Подчеркните выбранный вами вопрос.
Как будем делать?
Что будем делать?
2. Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание. А для соревнования используем конверты с рисунками по теме «имя существительное».
Для определения умения соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определенных временных границах проводятся беседы с родителями:
-Сколько времени каждый день Ваш ребенок выполняет домашнее задание?
-Осознает ли Ваш ребенок взаимосвязь домашнего задания с результатами своего обучения в школе, чувствует ли зависимость успехов в усвоении учебных предметов от домашней работы?
-По каким учебным предметам учителя объясняли Вам, как необходимо ученикам выполнять домашнюю работу и в чем состоит при этом Ваша роль?
-Какие затруднения испытывает Ваш ребенок при выполнении домашней работы?
Развитию организаторских навыков способствуют и различные формы внеклассных мероприятий: дискуссии «Школьный этикет», «Твои поступки и твои родители», час откровения «Обязанности ученика в школе и дома», познавательная игра «Учимся общаться», этические беседы.
Принимают активное участие в работе школы по данному вопросу и родители. С успехом прошли родительские собрания - конференция «Этикетные нормы и императивы», круглый стол «Самоорганизация учебной деятельности».
Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.
Выпускник начальной школы должен владеть умениями, которые включают в себя: определение цели выполнения учебного задания, планирование выполнения учебного задания, целесообразное выполнение учебного задания, контроль хода и результатов выполнения учебного задания, оценивание хода и результатов выполнения учебного задания. Для совершенствования процесса формирования умений самоорганизации существуют дидактические приемы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности.
Формируемые умения |
Варианты дидактических приемов |
Целеопределение |
Аннотирование, сообщение темы следующего урока заранее; чтение темы урока с доски, в учебнике; выбор и аргументация целей урока из многообразия предложенных; повторение структурной последовательности изучаемого учебного материала; определение цели учебного задания.
|
Выполнение |
Создание условий для применения учениками необходимых планов, алгоритмов, памяток, способствующих успешному и сознательному самостоятельному выполнению учебного задания; создание условий для выполнения учащимися учебного задания до конца, получение результата; обеспечение условий выполнения учащимися деятельности обобщенным способом |
Контроль и оценивание |
Комментирование выполнения учебного задания; Обеспечение условий для пооперационного контроля хода выполнения учебного задания; сверка полученного результата с образцом; организация взаимопроверки; применение отсроченной проверки; освоение оценочных суждений; применение различных критериев оценивания |
Кроме того, ученик четвертого класса должен выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий, используя предложенные модели (графические, словесные, предметные), а также уметь работать в паре; правильно пользоваться учебными принадлежностями и убирать на место после занятий; понимать учебную задачу: повторить, назвать этапы ее выполнения, что должно получиться в результате этой работы, проверять работу по образцу (умение выделить как можно больше деталей внешнего сходства: по цвету, по форме, по величине, по способам изображения), оценить свою работу (рассказать, что должен был сделать и что получил),
Управление процессом формирования комплекса учебно-организационных умений у младших школьников предполагает отслеживание этого процесса, его результатов на протяжении всего периода начального обучения, определение показателей каждого ученика при переходе в основную школу.