Пенюшева С.Н. Система работы по ознакомлению учащихся начальной школы с Урало-Сибирской росписью
ВВЕДЕНИЕ.
Одним из направлений модернизации общеобразовательной школы является «более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности».
Младший школьный возраст – время, когда, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира закладываются основы духовности личности. В связи с этим декоративно-прикладная деятельность является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оцененных средств развития ребенка.
Говоря о народном искусстве, Т. Я. Шпикалова отмечает: «Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее: 1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; 2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений; 3)произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности» [12].
В настоящее время начинают возрождаться традиции, на которых исконно строились народные промыслы. При изучении данных центров на уроках учащиеся часто задавали вопрос: «А есть ли в нашем крае такие же центры?» Это и подтолкнуло меня заняться изучением данной проблемы.
Все вышеизложенное определило тему моей работы.
Тема
Система работы по ознакомлению учащихся начальной школы с Урало-Сибирской росписью.
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
-целью современного образования, которая включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности;
-возрастными психологическими особенностями младшего школьника, так как для успешного освоения учебной деятельности необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, чему способствуют занятия декоративно-прикладным искусством.
Любой вид искусства влияет на человека целостно, но возможности его все же ограничены, поскольку каждый вид своеобразно воздействует на духовный мир человека. А комплексное использование видов искусств обеспечивает активное и равнозначное развитие всех сторон личности. Я разработала систему уроков в соответствии со следующими теориями: полихудожественное развитие и воспитание школьников (Б. П. Юсов); воздействие комплекса искусств (Г. П. Шевченко; решающая роль искусства в развитии творческих способностей личности ребенка, его фантазии, формировании духовного мира (Л. С. Выготский); личностно-деятельностный и дифференцированный подходы.
Проблемы
1.Отсутствие данной темы в программе по изобразительному искусству.
2.Отсутствие системы работы по ознакомлению с Урало-Сибирской росписью.
3. Наличие большого количества учащихся начальной школы, которые не знакомы с данной декоративной росписью.
Основная цель опыта- разработка системы работы по ознакомлению с Урало-Сибирской росписью как средства активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся.
В соответствии с проблемами и целью были определены следующие задачи:
1. Обобщить теоретический и практический опыт использования Урало-Сибирской росписи в процессе познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся.
2. Разработать систему уроков изобразительного искусства и трудового обучения по ознакомлению с Урало-Сибирской росписью.
Содержание результатов включало в себя проверку сформированности у учащихся эстетических знаний, художественно-графических умений и навыков, творческого опыта. Исходя из того, что оценка должна быть комплексной и объективной, были определены следующие критерии оценивания работ:
-уровень самостоятельности в выполнении работы;
-использование художественно-графических средств;
-оригинальность в работе;
-правильность выполнения элементов и мотивов росписи;
-аккуратность.
Работы оценивались по пятибалльной системе:
-«отлично» - оригинальное, образное содержание работы, преимущественно без повторения образцов мотивов;
-«хорошо» - правильное, образное содержание работы, выполненное с часто встречающимися мотивами;
-«удовлетворительно» - простое, образное содержание работы, выполненное простейшими элементами росписи;
-«неудовлетворительно» - неумение наделить образным содержанием свои работы.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
1.1. Понятие «система» в педагогической науке
Фрагментарная работа над любой темой не даст нужного эффекта, если работа ведется вне системы.
В основе данного опыта лежит система работы. Педагогический словарь дает такое определение понятию «система - совокупность взаимосвязанных средств, методов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами». Дидактическая система состоит из целей, содержания, форм и средств обучения. Рассмотрим каждый из компонентов.
Наиболее действенным является определение, данное В.А. Карташевым: «Цель – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта». Цель моего опыта – разработать систему работы по ознакомлению учащихся с Урало- Сибирской росписью для учителей начальных классов.
Следующий компонент дидактической системы – содержание. Г. М. Коджаспирова определяет это понятие, как «систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения…». Содержание в системе моей работы определено уроками изобразительного искусства и трудового обучения. Синтезирование данных уроков создает оптимальные условия для успешной творческой работы, где учащиеся имеют возможность полученные знания, умения и навыки реализовать при создании конкретных изделий, в результате чего утилитарное соединяется с эстетическим.
Другой компонент – методы. Педагогический словарь определяет их, как «совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи». На уроках в начальных классах главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения.
Следующий компонент системы – форма обучения. Педагогический словарь трактует данное понятие , как «способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания». Эффективное обучение возможно лишь при знании и умелом использовании разнообразных форм организации.
Последним компонентом дидактической системы являются средства обучения. П. И. Пидкасистый понимает под средством обучения «материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний», благодаря которому более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели и задачи обучения, так как в этом их главное дидактическое назначение.
Существуют разные способы включения человека в культуру. Однако лишь сознательное отношение человека к культуре на основе системы ценностей формирует личность, заставляет совершенствоваться, осваивать изменяющуюся действительность и развиваться в ходе ее освоения.
1.2. Роль творческого воображения в развитии младших школьников
Младший школьный возраст - самый яркий период выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и, вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию творческого воображения.
Художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении и развивает личность. Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Отечественный психолог В. Брушлинский считал, что «воображение – одна из форм мышления. Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего образа»[3].
С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности: игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса ( в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная и декоративно-прикладная деятельности. Они развивают умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствуют познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивают органы чувств и особенно зрительное восприятие.
Творчество начинается с первого этапа – с композиции. Композиция – это духовно-пластическая идея будущего произведения. Это лишь внешний результат, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. И от того, насколько они были многообразны и
активны зависел результат. Здесь видно огромное значение развития воображения.
Любой художественной работе присуще понятие - творчество, т.к. оно связано с необходимостью создания чего-то нового, своего, ранее не существовавшего. Это просматривается и в детских работах.
Через поиск ритма, сгущение, разрежение, направление движения активизируется творческий поиск, развивается умение импровизировать. Возможности заменять один художественный материал другим или совмещать их приводит к рождению новых, оригинальных способов использования художественных средств в работе над образом.
Образ представляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к воображению в буквальном смысле слова. В детских работах предлагается множество решений по изображению отдельных образов. Варьируются изображения не только частей, формы, но и контурных линий самого объекта. Некоторые работы имеют множество деталей и различий, другие - всего лишь несколько. Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставления и частичные совпадения - все используется для воспроизведения одного и того же объекта. Но простое перечисление одних лишь геометрических различий ничего не говорит нам об индивидуальности этих изображений, которая становится очевидной благодаря внешнему виду всей работы.
Эти различия частично обусловлены стадией развития ребенка, частично его индивидуальным характером, отчасти они зависят от целей, для которых создавались работы, свидетельствуют о богатстве художественного воображения детей.
Для творчества недостаточно только развитого воображения. «У любого художественного творчества два крыла – реальность и фантазия, и только на одном из них ни одно искусство подняться не может. Именно поэтому необходимо единство развития этих способностей. Не просто смотреть, а видеть художественно развитым зрением реалии жизни – от богатства цвета, формы, фактуры до богатства души. И второе крыло – развитая фантазия, развитая способность интерпретации»,- утверждает Б. Неменский [7].
Развивая у детей художественное восприятие действительности, воображение и фантазию, можно достичь очень хороших результатов в изобразительном творчестве, а также развить наблюдательность, умение анализировать, принимать нестандартные решения, выражать словами свои мысли и чувства.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСЬЮ.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает синтез уроков изобразительного искусства и художественного труда. Эта связь раскрывает понятие красоты и своеобразия предметного мира, созданных талантом человека.
Основные принципы работы:
- в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- активного включения в разнообразные художественно-творческие деятельности (изобразительную, трудовую);
- на основе принципа индивидуальной работы с каждым учеником;
- бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
- на осмысленном запоминании и восприятии отличительных особенностей-мотивов росписи, раскрывая ее тесную связь с природой.
Характерными особенностями данных уроков является:
- учет основных особенностей, присущих народному искусству, благодаря которым оно рассматривается как органичная часть современной культуры (важнейшими из них выступают: традиционность, вариативность и импровизационность народного искусства, фольклорность и символичность образного языка, поэтическое и одухотворенное отношение к природе, мажорность и праздничность, детскость и непосредственность художественных образов);
- учет творческих законов и принципов изобразительного искусства;
- освоение и использование системы средств художественной выразительности, присущих разным видам искусства.
Тема каждого урока, изобразительный ряд, проблемные ситуации помогают учащимся понять искусство Урало-Сибирской росписи. Созданная атмосфера позволяла детям чувствовать себя свободно, естественно и стимулировала их общение и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
Любая учебная деятельность имеет цель, средства, формы, методы и результат, а также она характеризуется определенными дидактическими принципами: прочности, целеполагания, научного содержания, доступности, систематичности, последовательности, активности, наглядности, осознанности. Процесс обучения включает в себя взаимосвязанные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение). И
одним из определяющих его компонентов является цель, которой в моей работе является разработка системы работы по ознакомлению с Урало-Сибирской росписью как средства активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся.
Познание действительности не является присущим только изобразительной деятельности, оно неизменно включается в общие познавательные процессы ученика в их непрерывном поступательном развитии. Отсюда и работа по декоративному рисованию не должна замыкаться в узком кругу системы уроков, а должна включаться в широкий круг вопросов, связанных с уроками художественного труда. Существование межпредметной связи подтверждает высказывание А. В. Луначарского о том, что «…мир есть единственный предмет изучения, и надо изучать его так, чтобы он не расплывался в представлении ребенка: природа – едина, и поэтому на первой стадии развития ребенка в значительной степени должны быть стерты границы, отделяющие один «предмет» от другого.
Изложение об искусстве Урало-Сибирской росписи на уроке было ярким, эмоциональным и увлекательным, а форму подачи материала разнообразили предметы декоративно-прикладного искусства и хорошо иллюстрированные книги. «Алые и лазоревые цветы омылись утренней росой, виноградные гроздья налились бодрящим соком, гирлянды спелых фруктов так и просятся на праздничный стол, ягоды-бусины отборной рябины свисают с тяжелых ветвей... От цветочного дурмана кружится голова, к ягодно-фруктовому букету тянутся руки... Стоп, да это же нарисованное: расписанный и покрытый лаком поднос! Вот так мастер-фокусник! Так изобразить лакомые дары, что у человека слюнки побегут!.. Не один, не два года, а порой целая жизнь может уйти на то, чтобы освоить мастерство росписи и получить достойное звание профессионала. На первый взгляд Урало-Сибирская роспись, проста и незатейлива, хотя натюрморт, выполненный в ее стиле, кажется живым. 100 лет назад бывшая в моде Урало-Сибирская роспись ценилась очень высоко. Если покупка коровушки-кормилицы обходилась крестьянской семье в 15 рублей, то роспись горницы — в 35. А уж приукрасить свой дом стремился каждый: ярким, роскошным узором покрывали не только жилье (причем снаружи и внутри), но и утварь и орудия труда»[10]. Чтобы добиться от детей определенного эмоционального отношения, вызвать в их воображении образ родных мест, использовала на уроке и чтение стихотворения «Дорогое Прикамье», написанного поэтом-земляком, жителем села Ножовка, ветераном педагогического труда В. Е. Никифоровым. На уроке велась работа с такими понятиями, как: Урало-Сибирская роспись, профессиональные живописцы и иконописцы, травный орнамент, элементы и мотивы росписи. С помощью вопросов во время беседы активизировалось внимание и мыслительная деятельность учащихся, формировался одновременно и зрительный, и словесный образ.
Атмосфера урока «Составление эскиза композиции из элементов Урало-Сибирской росписи» отличалась свободой, раскованностью и импровизацией, так как все элементы росписи выполнялись без предварительного рисования карандашом, а сразу кистью (на кисть набирались два цвета и благодаря этому получался живописный переход от середины мотива к контуру). Это активизировало детей, так как многие из них добились положительных результатов и получили удовлетворение от процесса рисования. На уроке были созданы условия для успешного обучения каждого ученика. Работы выполнялись гуашью, так как она легко ложится на бумагу, дает возможность исправить, перекрыть другим цветом неполучившееся изображение. В работе с цветом ставилась задача видеть его многообразие, различать и составлять нужные оттенки. Уроки показали, что, если при объяснении какой-либо закономерности росписи, не активизировалось зрительное восприятие учащихся, то любое теоретическое обоснование не сразу осознавалось учащимися, и это сразу сказывалось на результатах изображения. На этом уроке был раскрыт один из важных законов декоративного искусства – сохранение определенной плоскости: в декоративных работах не показываются светотеневые эффекты, передающие иллюзию объемности рисуемых предметов.
Особое внимание было уделено разнообразию форматов, чтобы не вырабатывать стереотипов, а приучать учащихся самим выбирать формат в зависимости от замысла.
Работа очень увлекла детей. Все они рисовали с большим желанием, каждому хотелось создать что-то свое, оригинальное, но сходное в главном с образцами народных мастеров. Эскизы получились простыми по композиции, но с разными сюжетами.
Атмосфера творческой приподнятости царила на уроках художественного труда при изготовлении декоративных тарелочек из папье-маше. Основной целью их было познакомить учащихся с приемами работы в технике из папье-маше, соблюдая последовательность выполнения декоративных тарелочек.
Художественная направленность работы помогла школьникам осознать свою силу творцов прекрасного. Самостоятельное изготовление декоративных тарелочек активизировало детей, так как они взяли на себя роль народных мастеров-умельцев. Хорошо организованная и продуманная деятельность учащихся на уроках помогла стать им инициативными, последовательными, усидчивыми и доводить начатое дело до конца.
Завершающий урок был по росписи декоративных тарелок , где учащимся была дана возможность совершенствовать свои декоративные способности, полученные на предыдущих уроках, созданы условия для дальнейшего формирования приемов кистевой росписи, умения компоновать и украшать предметы.
Активизирующим моментом урока стала игра «Узнай композицию», дидактической целью которой было закрепить знания о композиции. На доске были разбросаны названия композиций и их композиционные схемы. Побеждал тот, кто правильно соединял их друг с другом.
В течение всех уроков работа планировалась и проводилась таким образом, чтобы учащиеся на каждом уроке узнавали что-то новое и интересное, успевали выполнить намеченную практическую работу. Наблюдения во время уроков показали, что они получали удовлетворение от проделанной работы. Эти уроки стали частью краеведческих занятий в начальной школе.
Для решения поставленной цели и содержания использовались следующие методы:
методы организации учебно-познавательной деятельности:
- получение новых знаний: рассказ, объяснение, организация наблюдения, иллюстрация;
- методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности: упражнения, практические работы,
- методы закрепления и повторения: беседа, повторение;
- методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний.
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- эмоционального стимулирования, развития познавательного интереса, развития творческих способностей и личных качеств учащихся;
методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.
Форма обучения органично связана с внутренней, содержательной стороной учебного процесса. Одной из основных форм учебной деятельности была использована групповая форма работы, так она активизирует учение школьников, обеспечивает условия для овладения такими умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Ученик становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности.
Обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Нельзя обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал, но в то же время большое количество средств наглядности без учителя, его обобщений, контроля и личностного влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. В процессе работы использовались такие средства обучения, как речь учителя, достижения культуры (произведения народных промыслов), задания, упражнения, средства наглядности: рисунки, фотографии, предметы, ТСО. Объективная необходимость использования наглядных и технических средств обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном 25, а в комплексе, т. е.при зрительном и слуховом одновременно 65%.
Разработанная система уроков по ознакомлению с искусством Урало-Сибирской росписи доступна и интересна для учащихся начальной школы, так как, во-первых, многие приемы и элементы знакомы, во-вторых, не требует дорогих материалов, в-третьих, приобщает детей к ценностям общества и открывает возможности образования в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В процессе применения данной системы работы деятельность учащихся анализировалась разносторонне, а именно: выбранные нами критерии и оценки позволили получить достаточно объективные характеристики уровня овладения учащимися эстетическими знаниями, художественно-графическими умениями и навыками, творческим опытом.
ВЫВОДЫ.
- В результате теоретического исследования и обобщения педагогического опыта мною была разработана система работы по ознакомлению учащихся начальных классов с Урало-Сибирской росписью. В системе хорошо просматривается направленность на формирование трех компонентов познавательно-творческой деятельности учащихся на уроках: эстетических знаний, художественно-графических умений и навыков, творческого опыта. Четвертый компонент - опыт эмоционально-ценностного отношения специально не выводится в системе, так как его реализация заложена в содержании, осуществляемом при решении обучающих задач в комплексе с задачами воспитания и развития учащихся.
- Разработанная система уроков изобразительного искусства и трудового обучения апробирована в процессе работы и содержит необходимые психолого-педагогические условия активизации обучения, воспитания и развития младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. -Л.: Художник РСФСР,1988.- 198 1.:ил.
- Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. –Свердловск: Сред.- Урал.кн.изд.-во,1982.-112 с.32 с ил.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1982.-144 с.
- Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей / Сост. А.М.Гукасова. –М.: Просвещение,1981. -176 с.,ил.
- Декоративные окраски и росписи. – Л.-М., Гос. изд.лит. по строительству и архитектуре,1952.- 212 с.
- Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство. – М.:Знание,1970.- 48 с., с ил.
- Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. Методическое пособие для начальной школы.- Пермь, 1995.- 59 с.
- Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции: Практ. советы// Юный художник.1994,№3.с.42-44
- Карташев В.А. Система систем: Очерки общей теории методологии. -М.: Прогресс-Академия, 1995.
- Князева Н.А. Краеведческие занятия в начальной школе. Методические рекомендации.- Пермь,1994.- 28 с.
- Народная роспись по дереву( Авт.- сост.,В.А.Барадулин).Пермь:Кн.изд-во,1987.-172(2).: в основном ил.,цв.ил.:- ( Искусство Прикамья)
- Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.- М.: Советская Россия,1983.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, и др./ М.: Издательский центр «Академия» 2000.-512 с.
- Коджаспирова Т.М., Коджаспиров А.Д. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-176 с.
- Павлик В.К. Свободная работа кистью без предварительного прорисовывания// Начальная школа, № 10, 2001,с.58-62.