Пенюшева С.Н. Урок библиотечно-библиографических знаний
Цель: Усилить любознательность к чтению и стремление исследовать неизвестное.
Задачи:
Образовательная: формирование умения определять содержание книги по
данным элементам.
Развивающая (ведущая): знакомство со стенографическими знаками, развитие коммуникативной компетентности.
Воспитательная: развитие эмоциональной компетентности.
Ход урока
-Здравствуйте,дети!
Самые лучшие на свете!
-Добрый день, уважаемые гости!
-Всех вас я приглашаю на урок библиотечно-библиографических знаний и искренне желаю , чтобы минуты, проведенные в этом классе, были насыщены интересными событиями, чтобы вы сегодня унесли отсюда новый запас энергии, любви к книге, узнали что-то полезное и поделились всем этим со своими друзьями и родителями.
-Ребята, в предстоящий понедельник (21 ноября) будет Всемирный день приветствий. Люди во всем мире будут необычно приветствовать друг друга. Давайте и мы накопим запас этих приветствий к понедельнику.
-Повернемся к гостям, улыбнемся и поприветствуем каждый по-своему, не повторяясь(Здравствуйте! Добрый день! Привет! Салют! Приветик! Хэлло! …)
-А теперь я приглашаю вас подойти к компьютеру. Нацельте себя на то, что вам нужно будет как можно наиболее точно воспроизвести то главное, что вы здесь увидите…
NB- нотабене
-Что самое главное вы увидели?(знак)
-Встречались ли вы с ним раньше?
-Он является для вас неизвестным, новым?
Вот этим мы и будем сегодня заниматься на уроке узнавать что-то новое.
(открыть на доске)
-Ребята, как вы думаете, что же это такое?
Что он обозначает? ( выделяют самые главные, существенные мысли на правой стороне листа простым карандашом).
-Этим знаком можно пользоваться и при ведении своих записей.
-Подойдите, пожалуйста, к нашему стенду и возьмите одну книгу.
Займите свое место.
Возьмите белую карточку, познакомьтесь с ее содержанием и выполните то задание, которое предложено.
1 Найдите значение слова ТИТУЛ (ПРЕДИСЛОВИЕ, АННОТАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОСЛЕСЛОВИЕ, ОГЛАВЛЕНИЕ,ИЛЛЮСТРАЦИЯ). 2. Найдите данный элемент в выбранной вами книге. 3. Будьте готовы показать указанный элемент книги. |
- Ребята, вспомните, как можно быстрее найти слова. На доске висит ваш помощник – алфавит.
-Не забывайте, как правильно перелистывать страницы…
- А теперь давайте подведем итоги. Я работала с элементом книги… Этот элемент в моей книге находится вот здесь( показать). Найдите и покажите этот элемент и в ваших книгах…
- Ребята, а вы можете предположить, о чем эта книга?
-Но для того чтобы наиболее верно дать ответ на этот вопрос, желательно придерживаться какой-то последовательности.
-Возьмите карточку зеленого цвета. Она разделена на две половинки. Мы будем работать с левой половиной карточки. Напротив цифр впишите элементы книги в той последовательности, в которой вы считаете лучше знакомиться с книгой.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
|
-Сравните с соседом и придите к единому мнению. Можно зачеркивать, исправлять, но работаем только с левой колонкой…
-А теперь давайте сравним с той последовательностью, которую нам предлагают библиотекари.
-Найдите эти элементы на своих книгах. Итак…
-Сравните с вашими записями.
-По итогам этой работы похвалите себя. Если у вас получилось не совсем так, то значит вы недостаточно потрудились и можете обратиться к этой последовательности еще раз в ШБ.
- Для лучшего запоминания этой последовательности давайте поработаем на внутреннем экране: закройте глазки, представьте себе белый экран в верхнем левом углу, воспроизведите последовательность элементов книги. Прочтите эту последовательность сверху вниз. Откройте глаза и заполните эту последовательность на правой стороне зеленой карточки.
-Поменяйтесь карточками и похвалите друг друга.
-Ребята, используя эту последовательность, дома определите содержание книги и возможно у вас появится желание ее прочесть. Не забудьте подойти и записать эту книгу в читательский формуляр.
-Предложенные вам книги, объединены в рубрику. Прочитайте ее название.
Для
|
-Кто прочитал?
-Для кого может быть эта рубрика? Попробуем предположить.
-А я этой рубрике дала следующее название. Прочитайте.
-Можете прочесть? Значит это новое для вас? Послушайте меня внимательно.
-Вот этими непонятными знаками написано одно слово. Знаки эти называют стенографическими. И изучает их наука стенография. Слово это греческого происхождения и означает «узкопись» или «теснопись». Бывают ситуации, когда нужно очень точно записать живую речь говорящего.
-Кто пробовал вчера записать речь ведущего новостей?
-Не получилось?
-Вот эту проблему решает стенография. Стенографические знаки представляют собой элементы тех букв, которые мы с вами пишем. Для определения их размера используют расстояние между строкой и контрольной линией письма. Это расстояние называется мера. Есть элементы, которые могут быть больше этой меры.
-Ребята, а вам хочется расшифровать то, что здесь написано? Для этого я вам раздам стенографический алфавит, где эти буквы соответствуют буквам русского алфавита.
-Кто расшифровал?
-Как называется наша рубрика?
-Я дарю вам этот стенографический алфавит. Вы сегодня тоже готовили подарки. Вложите их в книги для других читателей.
-Из чего вы делали ваши закладки?
-Есть книги, которые имеют закладки из тесьмы или ткани , и они имеют специальное название (ляссе).
-Ребята, чем мы сегодня на уроке занимались большую часть времени ? Попробуйте сформулировать и тему урока.
-Было ли интересно на уроке? Что нового вы узнали?
-Мне сегодня понравилось работать с вами.
-Сегодня вы оценивали себя, работу друг друга, оцените и мою работу одним из видов благодарности, комплиментом.