Заколодкина И.В. Общеучебные умения и навыки как фактор преемственности между начальной и средней школой
Осознавая важность работы в данном направлении, коллектив нашей школы под руководством научного консультанта, доктора философии, кандидата педагогических наук, доцента Юрия Григорьевича Григорьева работает над методической темой «Формирование будущей социальной успешности ученика через развитие общих учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности».
Цель работы мы видим в осознании оптимальных условий для развития ребенка.
На подготовительном этапе была разработана программа повышения квалификации учителей по вопросам:
-
психологические и возрастные особенности учащихся;
-
изучение классного коллектива;
-
основы развития познавательных интересов: памяти, мышления, воображения:
-
разнообразные формы и методы обучения;
Для реализации данной программы были созданы творческие группы учителей, которые разрабатывали тот или иной вопрос. Проводились совместные совещания учителей, на которых ставились цели и задачи, обсуждались полученные результаты, продумывалась тактика действий.
Следующим шагом было проведение диагностик, определяющих уровень развития внимания и самоконтроля, уровень развития личности. На основе полученных результатов составлялась психофизиологическая характеристика учащихся и индивидуальная программа корректировки и дальнейшего развития детей.
На основе программы основных общеучебных умений учащихся, разработанной научным консультантом Ю.Г.Григорьевым были рассмотрены несколько аспектов:
1. Определения единого уровня ОУУН учащихся.
2. Установление уровня требований к овладению ООУН к оценки знаний учащихся в начальном и среднем звене.
3. Взаимосвязь учебных программ по предметам.
4. Определения стиля преподавания в начальной и средней школе.
5. Соответствие используемых форм и методов психологическим и возрастным особенностям младших школьников.
Чтобы усилия педагогов были конструктивными и соответствовали прогрессу личности воспитуемых на уроках в начальной школе и среднем звене в системе применяются задания на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения.
Коллективом педагогов определены оптимальные формы и методы по формированию тех или иных специальных умений и навыков по учебным предметам. Полученные результаты были сведены в таблицы по предметам.
В начальном и среднем звене в системе формируются учебно-информационное умение: техника чтения. Для этого на уроках русского языка проводятся зрительные диктанты. На уроках литературного чтения и литературы практикуется жужжащее чтение а течении 5 минут. На уроках математики отрабатываются вычислительные навыки по заданному алгоритму. Особое внимание педагоги обращают на развитие речи учащихся (кА устной, так и письменной).
Не осталась без внимания и разработка системы аттестации учащихся при переходе из начальных классов в среднее звено. Вместе с учителями, которые будут работать в начальных классах, в конце учебного года проводятся контрольные работы. Проверяются, анализируются ошибки, намечаются пути ликвидации в пробелах знаний учащихся.
В сентябре после повторения изученного материала в 5 классе проводятся аналогичные контрольные работы. Проверка техники чтения проводится совместно с завучем.
Такая система совместной работы позволяет обеспечивать:
-
готовность учащихся к обучению в средней школе;
-
объективность оценок уровня подготовки учащихся;
-
преемственность уровня требований к ЗУН.