Зотова Л.Н. Современные подходы к организации методического кабинета
Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования.
Требования к педагогу повышаются.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Очень тяжело изменить сознание педагога. Качество педагогической деятельности является определяющим звеном цепи, которое связано с решением проблемы качества образования. Требования, предъявляемые к педагогу, должны подкреплены соответствующими условиями, так как без качественной подготовки учения, без обеспечения его необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности необходимого качества образования не удастся достичь.
Методическая работа – это средство повышения профессиональной компетенции педагогов.
Перед методической службой школы ставятся следующие задачи:
1. Углубление и расширение знаний учителя;
2. Развитие профессиональных умений;
3. Развитие креативного мышления педагога;
4. Развитие профессиональных ценностей.
По отношению ко всему педагогическому коллективу задачи такие:
1. Формирование ценностных установок;
2. Формирование созидательной творческой педагогической среды;
3. Создание инновационного поля;
4. Создание мотивационной среды педагога.
Итак, необходимо менять старые педагогические представления и ориентиры, формировать новые педагогические мышления.
Методический кабинет должен стать центром методической работы с одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Он предназначен для обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в школе.
Проанализируем работу методического кабинета нашего образовательного учреждения и обозначим подходы к его организации.
Цель организации методического кабинета:
повышение эффективности методической работы, совершенствование профессионализма педагогов.
Задачи:
1. Обозначить подходы к организации методического кабинета;
2. Проанализировать основные направления деятельности методического кабинета;
3. Структурировать методический материал;
4. Определить перспективы развития методического кабинета.
Ожидаемые результаты:
1. Создание имиджа методического кабинета;
2. Повышение квалификации педагогов;
3. Выход коллектива на путь инновационных преобразований.
Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей. В образовательном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих учебно-образовательный процесс с детьми.
Этап организации включает в себя ряд моментов:
- изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
-
постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представить себе то, что желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;
-
разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться , и т.д.);
-
обеспечение условий предстоящей работы;
-
постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;
-
непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестную инициативу.
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную деятельность каждого сотрудника.
Методический кабинет школы был создан в 2003 году. Организуя работу методического кабинета, помним главное: содержание и оформление его должно соответствовать потребностям педагогов. Здесь сосредоточены информация об учреждении, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет доступен каждому педагогу, имеет удобный, гибкий график работы. Все оформление оформлено в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе.
Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, мы его рассматриваем прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где педагог может получить практическую помощь. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
Разработана символика методического кабинета. В оформлении используется оранжевый и голубой (синий) цвет (оранжевый цвет символизирует познание, синий цвет – развитие).
Основными направлениями деятельности методкабинета являются:
-
информационно-диагностическое: изучение информационных потребностей педагогов, обеспечение информацией о работе органов управления образования, создание банка ППО;
-
организационно – методическое: научно – методическое обеспечение аттестации педкадров и учреждения, методическое обеспечение УВП, организация курсовой подготовки, подготовка методических материалов из опыта работы;
-
консультативно – методическое: разработка и накопление методических рекомендаций для разных категорий педработников, оформление оперативно-методической информации на стендах.
Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня подбирается для кабинета материал, соответствующий современным методическим требованиям и тщательно продумывается его систематизация.
Материал методического кабинета рассортирован на несколько разделов:
-
Самообразование;
-
Информационное бюро;
-
Учитель года;
-
Анализ урока;
-
Обобщение опыта;
-
Конкурсы;
-
Психологический всеобуч;
-
Для классных руководителей;
-
Нормативно – правовая база;
-
Педагогический словарь;
-
Аттестация;
-
Модернизация;
-
Портфель руководителя;
-
Методическая и справочная литература.
Методкабинет нашей школы тесно сотрудничает со школьной библиотекой. В школьной библиотеке функционирует информационная комната педагога. Библиотекарь оказывает помощь в подборке материала к педсоветам, методсовещаниям, организует выставки методической литературы, проводит обзоры.
В методическом кабинете значительное место отводится периодическим изданиям профессиональной направленности, таким как «Завуч», «Практика административной работы», «Классный руководитель».Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.
Ведется систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы образования. Работа завуча и школьной библиотеки заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.
Привлекаются к этой работе и педагоги, они помогают обрабатывать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы. Работа в методкабинете помогает им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в методических материалах.
Надо так организовать работу в кабинете, чтобы педагоги могли поработать с материалами, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил новые знания, новые мысли, обогащая опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда педагогов, дружеского обмена мнениями и опытом. Для этого помещения должно быть соответствующим образом подготовлено.
К сожалению, наш методический кабинет небольших размеров, но место для работы организовано (стол, мягкие стулья, компьютер, ксерокс и т.д.).
Документы и методические материалы.
В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Есть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании» и т.д. Отдельно представлены методические материалы.
Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Завуч изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, а также исходя из анализа работы коллектива разрабатывает памятки, советы, рекомендации для педагогов школы.
Обмен опытом.
Материал, предоставляющий опыт работы педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен.
В кабинете собран справочный материал, где представлены:
1. уровень педагогического опыта;
2. критерии ППО;
3. классификация ППО;
4. основные этапы работы по изучению и обобщению ППО;
5. формы описания ПО.
Опыт отдельных педагогов представлен в следующем виде:
-
папка «Из опыта работы»;
-
обобщение работы по методической теме;
-
карточка ПО.
Наглядный материал и выставки.
В методическом кабинете школы есть постояннодействующие стенды:
-
Методический уголок (тема района, цели, задачи, тема школы, цели, задачи, др. информация);
-
Открытый урок ( материалы для подготовки занятий);
-
Зеркало ( об имидже педагога );
-
Открытый диалог ( обсуждение актуальных вопросов);
-
Как стать успешным ( советы, рекомендации, памятки);
-
Экспериментальная деятельность ( работа по формированию и развитию ОУУН ).
Выставки, организуемые в кабинете, могут быть постояннодействующими и эпизодическими.
Постоянные выставки: «Новинки литературы», «В помощь учителю» и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Занимательная психология», «Готовимся к смотру- конкурсу» и др.
Тематика выставок самая разнообразная, но пи их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ, то должен быть предоставлен план его изречения, рекомендации педагогам по работе с ним;
2. Методические рекомендации по данной теме;
3. Опыт работы, связанный с этой темой;
4. Литература по данной теме;
5. Наглядный материал.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками должно быть красочно, методически грамотно оформлено. Это привлечет внимание педагога. Надо предусмотреть такую возможность, что педагог может взять этот материал для работы.
Возвращение материала – хороший повод для привлечения педагога к самоанализу своей деятельности. Завуч должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он создан. Полезно проанализировать характер педагогов по поводу тех или иных материалов. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, в которой могут быть, например, такие вопросы:
-
как часто вы пользуетесь материалами методкабинета?
-
удобно ли расположены материалы?
-
по каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
-
по каким разделам требуется дополнительный материал?
Результаты и перспективы работы.
Все материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи педагогам, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы педагога будут знания умения, навыки, уровень воспитанности детей. Поэтому одной из главных задач завуча является умение направить внимание педагога на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо. Чтобы все формы организации работы кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы обеспечивая тем самым непрерывное образование педагогов, их творческий рост. Не менее важной задачей завуча считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями.
Результатами работы методического кабинета можно считать следующее:
Уровень образования педагогов
· Высшее образование: с 50 % до 60 %.
Педагоги учатся заочно, получают второе высшее образование.
· Квалификационная категория:
Высшая категория - 6 %
Первая категория - с 25 % до 60 %
Вторая категория - 34 %
· Участие в районных конкурсах:
Конкурс библиотекарей (II место, III место)
Конкурс методических кабинетов ( I место)
«Учитель года» ( III место).
Педагоги активно занимаются повышение квалификации на областных семинарах, конференциях.
Своевременно все педагоги проходят курсовую подготовку.
Педагоги осознают, что необходимо перестраиваться.
С 2004 года школа работает в режиме развития . Идет подготовка к открытию экспериментальной площадки по теме «Формирование социальной успешности школьника через развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.
Педагогами подготовлены методические материалы по ОУУН, разработана «Программа общеучебных умений и навыков», проведены открытые уроки для директоров школ района и глав поселений.
Методический кабинет активно занимается повышением информационной культуры педагогов. Способность человека управлять любыми процессами сегодня зависит от его информированности, т.е. способности воспринять новые информационные технологии и в соответствии с ними перестроить свой подход к преподаванию предмета. Без оперативной информации невозможно организовать учебный процесс того уровня и качества, которого требует современная цивилизация.
В своем расположении методкабинет имеет компьютер, принтер, ксерокс. В школьной библиотеке имеется доступ к сети «Интернет». 73 % учителей прошли курсы по ИКТ. Это направление деятельности методкабинета является перспективным.
Существует пока проблема недостаточности материально – технической базы (нет сканера, проектора).
В будущем планируется вести деятельность методического кабинета по внедрению информационных технологий по следующим направлениям:
-
Внедрение информационных технологий в управление образовательным процессом;
-
внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
-
внедрение информационных технологий в воспитательный процесс.
Использовать ИКТ по нескольким направлениям:
-
поиск материалов для поведения занятий;
-
использование дисков с программным обеспечением по различным предметам;
-
создание компьютерных презентаций.
Это позволит обогатить и разнообразить учебный процесс эффективными формами работы, повысить качественный уровень всех этапов урока, форм организации деятельности учащихся, развить интерес к изучению различных предметов.
Перспективная задача – создание собственных информационно – образовательных ресурсов.
Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций школы», центром сбора педагогической информации, «Мозгом образовательного учреждения», лабораторией творческого труда педагогов. Если все эти условия будут выполняться то методический кабинет в образовательном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации педагогов, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане школы.
Там, где нет движения, нет и жизни. И, если мы хотим жить во временном потоке XXI века, нам надо все время меняться и учиться.