Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.
Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для нашего коллектива.
Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.
Психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нем системы отношений.
В 2002 году было проведено полное исследование социально психологического климата педагогического коллектива. Был определен уровень толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива. Исследование показало, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают. Выявился круг проблем, которые требовали срочного решения.
Было выявлено, что 57% учителей оценивают климат в коллективе как неблагоприятный.
Теперь ежегодно замеряется психологический климат.
Психологический климат в коллективе становился более благоприятным и стабильным. Но проблемы ещё существуют.
Целью работы является:
-
Выявить особенности развития психологического климата.
-
Определить пути формирования психологического климата в педагогическом коллективе.
-
Подготовить материалы для разработки мероприятий по совершенствованию уровня развития коллектива педагогов школы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие психологического климата.
Климат не статичен, он видоизменяется во времени – пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяются разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.
Атмосфера в педагогическом коллективе капризна и переменчива. В отличие от атмосферы, климат коллектива представляет собою нечто более устойчивое, о нём можно говорить как о характеристике коллектива.
Социально – психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой – в нём соединяются настроения членов коллектива , их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Мы склонны определять понятия климата через понятия отношения, ибо именно феномен отношения обуславливает то, что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член коллектива определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального «Я», а в итоге, на общее личностное развитие каждого члена коллектива.
Если вспомнить о том, что понятие «климат» (греческое «наклон») позаимствовано из географии и метеорологии и означает «наклон земной поверхности к солнечным лучам», то можно привести следующую аналогию: как климат влияет на том или ином участке земли определяется углом наклона земной поверхности к солнечным лучам, так и психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нём системы отношений.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».
У администрации, заинтересованной в создании благоприятного психологического климата, неизбежно возникает целый ряд вопросов: «Как установить в педагогическом коллективе такие отношения?», «Поддаётся ли психологический климат коррекции?»и другие.
Каждый практик, имеющий дело с группами людей, знает, что удачная шутка может изменить настроение всех присутствующих; появившиеся в комнате цветы, зазвучавшая музыка, чаще всего внесут изменения в общий настрой, даже новая мебель, завезённая в школу, может повлиять на состояние людей. Что в данном случае претерпевает изменения?
Климат? Но ведь он есть совокупность устойчивых отношений, сложившихся в группе, которые изменить в течении нескольких часов или даже минут едва возможно.
Чтобы ответить на этот вопрос, следует развести понятия «климат» и «атмосфера» – что и предложили в своё время К.К. Платонов, В.Д. Парыгин, А.Н. Лутошкин и другие исследователи, обратя внимание на принципы стойкости – подвижности обозначенных данными понятиями явлений. И тогда, с этой точки зрения, формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, целесообразной для взаимоотношений в педагогическом коллективе. Создавая благоприятную психологическую атмосферу, воспроизводя её снова и снова, администратор обеспечивает все предпосылки для того, чтобы сиюминутная система отношений в педагогическом коллективе приобрела характер постоянства.
Итак, психологический климат - межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
Типы педагогов
Как правило, школьный коллектив, в том числе и в связи с особым характером педагогической деятельности, не представляет собой монолит. В нем существует несколько характерных типов людей, складывающихся в малые группы и оказывающих то или иное влияние на коллег и учащихся. Перед администрацией в связи с этим стоит непростая задача управления этими процессами. А это предполагает своевременное определение:
- нравственного центра тяжести в коллективе;
-
сформированности и признания большинством коллектива позитивных ценностей;
-
необходимости знать, учитывать и использовать возможности и особенности участников различных малых групп.
Типологически педагоги делятся на :
1. «Временно исполняющих обязанности». Эти люди, как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живёт школа, достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслаждения», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны и к похвале, и к хуле.
2. «Всадники с шашкой наголо». Всегда в конфликте, в поисках врага , проблем и недостатков, агрессивные, уж точно знают истину, то кого-то клянут, то перед кем-то извиняются, не разобравшись в сути происходящего, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что вроде бы неплохо заняться своим прямым делом : учить детей.
Определение психологического климата
При определении психологического климата в коллективе необходимо учитывать ряд значимых обстоятельств:
-
Частота заболеваний педагогов и учащихся.
-
Число увольняющихся и количество желающих уволиться (если было бы куда)
-
Конфликтность в коллективе (вертикальная – между администрацией и педагогами, горизонтальная – между педагогами, детьми, родителями).
-
Ведущая тональность настроений.
-
Сплочённость коллектива
-
Отношение к критике
-
Доброжелательность во взаимоотношениях
-
Преобладающий стиль управления
-
Наличие атмосферы и условий для творчества
-
Положительный заряд островных культур (соответствие целей и деятельности малых групп целям и интересам школы)
-
Признание важности школьной миссии при разных интересах участников педагогического процесса
-
Толерантность (новый характер отношений, в основе которого лежит уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам, вере, языку, особенностям, настроениям, переживаниям, болям, обидам…)
-
Умение администрации выстраивать ситуацию выбора и успеха (управление успехом).
-
Удовлетворённость от принадлежности к данному коллективу.
-
Уважение и признание ценностей и традиций.
-
Единство педагогического коллектива и администрации (единство администрации).
-
Устойчивость и позитивность жизненных установок.
-
Удовлетворённость своей деятельностью.
Есть множество тестов и анкет для определения климата в коллективе.
Анкета «Климат в коллективе» (для учителей и учащихся).
-
Оцените Ваше состояние здоровья (в процентах).
-
С кем у Вас бывают конфликты:
-
с учителями;
-
с администрацией;
-
с учащимися;
-
с родителями.
-
Где Вы обычно разряжаетесь (снимаете напряжение):
-
дома;
-
в школе;
-
где-то ещё.
-
Часто ли Вы болеете?
-
Вы хотели бы уволиться (уйти в другую школу), если бы было куда устроиться?
-
Какова преобладающая тональность Вашего настроения (мажор-минор)?
-
Вы считаете: у Вас сплоченный коллектив.
-
Раздражает ли Вас характер и тональность критики со стороны Вашего руководства (педагогов)?
-
Знаете ли Вы концепцию развития школы?
По своей сути эта анкета позволяет определить уровень и характер толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива, её результаты покажут коллективу и администрации, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует переосмысления.
Проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Социально-экономическая защита педагогов выступает как одна из важнейших задач управления вообще и особенно в эпоху нестабильности. Забота о человеческом факторе является условием успешной деятельности коллектива. Умение администрации создавать атмосферу поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, школы.
Педагоги очень отзывчиво и придирчиво отслеживают деятельность администрации, насколько она проявляет способность и готовность к принятию оригинальных управленческих решений и насколько она в состоянии понять и оценить нестандартную деятельность других. Администрация и в первую очередь директор школы задают тональность, сильно влияют на создание в учебном заведении атмосферы творчества.
«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становиться нормой. Нормой становиться то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», - так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик.
Несомненно, проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе существует. В нём должны поддерживаться доброжелательные и уважительные, а ещё лучше тёплые и душевные отношения.
Всё начинается с любви к себе.
Всё начинается с любви к себе.
Необходимо чтобы каждое утро вместе с вами первой просыпалась установка: «Я – хороший, славный и замечательный». Зачем?
Во-первых, это очень приятно (тот, кто не верит, может попробовать и убедиться). А во-вторых, и главное – такого человека начинают любить другие. Образ себя становится образом для других. Заметим, что это вовсе не снимает критичности к себе. Доказано, что люди, принимающие себя, не боятся сравнивать себя с высокими эталонами и ставить себе объективные , (то есть часто и низкие) самооценки.
Привлекательно и то, что искренне любящий себя, не отягощённый неврозами человек не имеет препятствий в любви к другим, восприимчив к их достоинствам и всегда готов излить переполняющую его любовь.
Вот маленький «рецепт» создания мироощущения, способного вытянуть из любого невроза. Надо произнести следующие слова:
Я на свете всех умней,
Не боюсь я никого.
Вот какой я молодец,
Буду жить теперь сто лет.
Можно при этом погладить себя по голове.
Здоровая душа должна быть энергически заряженной, чтобы били силы реализовать свои планы, чтобы были силы чего-то хотеть. Если мы хотим жить и работать, как следует, то в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы в нашей душе всегда был порядок.
Проснулся, - умылся. Так же важно: проснулся, настроил свою душу, чтобы жить хотелось, чтобы всё было радостно, и чтобы душа была полна энергии. А потом, в течении дня, надо следить, чтобы не расстраиваться: хранить душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне.
Правила работы с учителем.
Администратор в школе должен быть практически психологом, понимающим, что учителя нельзя заставить быть добросовестным, дисциплинированным и творческим педагогом.
Возможно психологически предрасположить его к этому, оказать влияние на становление и развитие мотивационной сферы учителя, создать такие отношения в коллективе, которые способствовали бы формированию положительной мотивации в деятельности каждого педагога.
Оценивая работу учителя необходимо всегда придерживаться принципа! «Критика – неэффективный способ информирования». Почему? Критика, как мы знаем из практики, вызывает моментальную психологическую реакцию человека (он защищает себя, а не суть проблемы, как правило). Наша задача – снять эту защитную реакцию, давая понять каждому: «Говорим о тебе не как о личности, а как о профессионале».
Необходимо искать в коллегах доброе и хорошее. Обязательно отмечать достижения (можно и авансом).
Учительство в своей массе профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит , и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональным заболеваниям и старению, - и всё это требует от самого учителя и администрации серьезного осознания того, что психологическое , умственное, физическое , нравственное, профессиональное здоровье учителя является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передаче учащимся и родителям через положительно заряженную душевную энергетику, через насыщенное добротой, уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего способа и опыта жизни и строительства отношений.
К сожалению, многие педагоги, отдавая всё время и силы своей души школе, довольно быстро становятся сварливыми, неуверенными в своей жизненной судьбе, постоянно зацикленными на работе, что само по себе и неверно, и глупо, поскольку никакая работа не представляет никакой ценности сама по себе и становится значимой в связи с возникающими в педагогическом коллективе наилучшими отношениями.
И важно знать, что переключение видов деятельности, умение на время забывать школьные проблемы, умение своё жизненное время на работу и самообразование, на удовлетворение своих человеческих, познавательных, творческих интересов, умение и желание дать простор своим чувствам через любовь к близким. Через приобщения к искусству, через любовь к природе – без всего этого работа учителя, (а значит, и межличностные отношения в коллективе) становятся тусклой, однообразной, мучительной, бесцельной. Администрации школы и школьным психологам нужно своевременно диагностировать эти процессы в коллективе и стараться помочь учителям.
Правила работы с учителями:
1. У хорошего директора постоянно увеличивается количество хороших учителей.
2. Плохие рабочие всегда стараются работать в школе с плохо поставленным управлением (управлением без целей, без смысла, без разумного контроля, без внимательного управления малых сдвигов к лучшему в работе каждого учителя).
Правила работы с коллективом.
1. Ничто не мешает авторитету администрации успеху её деятельности, как неуважительное отношение к коллективу, выражающееся в уверенности руководителя, что он знает дело лучше других, а потому узурпирует право вступать во взаимоотношения с коллективом только или в основном в форме монолога.
2. Нельзя собирать коллектив, даже с самыми лучшими побуждениями, если ты до тонкостей не продумал, зачем ты это делаешь и что именно ты ему скажешь. Несколько бессмысленных собраний – и смысл говоримого перестаёт восприниматься вообще.
3. Насколько важной, красиво построенной, оригинально поданной, представляющей всеобщую ценность должна быть информация, чтобы вызывать заинтересованное внимание коллектива!
4. Воздействие администрации на педагогов должно носить положительную энергетическую окраску.
5. Руководитель должен научиться слушать и уметь услышать всё то наболевшее, о чём порой не прямо, затаённо пытается сказать педагог.
6. Руководитель должен научиться активно влиять на педагогический коллектив (умение зажигать педагогов своими идеями и достаточно точно объяснить и научить предполагаемому манёвру).
7. Нужно научиться много знать об учителях, много думать о них, настраивая свою душу на волну их переживаний, смыслов, проблем. Нужно вовремя и точно найти самые главные слова, определяющие успех, достижения и радость без которой жизнь учителя становиться серой и печальной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, руководитель, если он стремится быть одновременно и неформальным лидером, должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе:
-
добиваться единого понимания всеми администраторами школы основополагающих принципов «уважительного управления» (ровного, сдержанного, культурного, основанного на уважении и суверенитета личности);
-
точно знать способности, интересы, особенности сотрудников;
-
способствовать психологической защищённости педагогов;
-
считать одной из важнейших задач разработку и реализацию социально-экономической защиты сотрудников, при этом выдвигать во главу угла документально-правовое обеспечение в рамках морального и материального стимулирования, для снижения субъективизма в этом деле;
-
руководитель должен знать реальные заслуги не по слухам, а вследствие хорошо продуманной системы обратной связи;
-
руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи;
-
очень важно показать подчиненным степень важности выполняемой ими работы;
-
необходимо постоянно создавать условия профессиональной квалификации сотрудников;
-
дабы избегать дергания по мелочам, руководитель должен продумать систему управленческих требований;
-
проверка работы учителей, как правило, усиливает тревожность, приводит к недовольству и нарастанию конфликтности, поэтому руководитель должен подходить к внутришкольному контролю с позиций управления успехом. Сложившаяся практика поиск недостатков у учителя, пробелов упущений, вместо того, чтобы в ходе системного наблюдения и изучения процесса и результатов деятельности, совместно с учителем, искать возможные варианты усиления его деятельности;
В ходе работы над поставленной проблемой было выявлено, что необходима планомерная деятельность по развитию педагогического коллектива.
Психологический климат может быть стабильным и достаточно благоприятным, но коллектив при этом находится на низком уровне развития.
Дальнейшую свою работу администрация школы видит в решении именно этой задачи.
Школьный коллектив представляет собой организацию, которая целесообразно устроена и выполняет важные социальные функции. Теория психологического коллектива разработана в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Шацкого, В.А. Сухомменского.
В школьном коллективе, в свою очередь, выделяется педагогический коллектив и коллектив учеников.
А.С. Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «Самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновенья.