Пенюшева С.Н. "Традиционная народная культура в современной школе"
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов-авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи….
Д.Лихачев
Кризис ценностных ориентаций в современном обществе стимулировал процесс духовного поиска, обращение к культурному историческому наследию. Ученые, педагоги и социологи говорят о том, что подрастающее поколение все более и более удаляется от традиционной народной культуры, перестает понимать язык классики, отрывается от нравственных и эстетических норм.
Традиционная народная культура-неисчерпаемый кладезь мудрости, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его»,-так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.
Как же построить образовательный процесс в современной школе, который способствовал бы осознанию школьниками лучших народных традиций? Как вернуть их к истокам родной культуры? Что надо сделать, чтобы они почувствовали привязанность к родной земле и гордость за неё? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы стали содержанием одного из направлений работы Пихтовской школьной библиотеки.
Наша библиотека-это выставочный зал, где мы знакомим пользователей с содержанием народной культуры: сказками и героическим эпосом, пословицами и поговорками, загадками и потешками, песнями и народными промыслами. Формы используем самые разнообразные. Всегда интересно проходят библиотечные уроки в форме воспоминаний, литературных, музыкальных и художественных гостиных. Это и беседы, и заочные экскурсии. Особенно запомнились детям такие, как «В гостях у мастеров народных промыслов», «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка», «Узоры-обереги в русском народном костюме», «Судьба России в судьбе великих людей», «О доблести и славе уральцев». А после библиотечного урока «Моя малая Родина» активно прошел конкурс рисунков «Любимый уголок природы».
Некоторые мероприятия мы сочетали с презентацией выставок, а также с художественным творчеством детей: рисованием, лепкой, аппликацией. С удовольствием участвовали они и в ярмарках «Русская матрешка», «Дымковская игрушка», «Чудесный мир Хохломы», которые расширили информационное поле школьников, побуждали их к собственному творчеству, стимулировали образное мышление.
Чтобы не угасал интерес наших пользователей к народной культуре мы оформляли книжные выставки, проводили обзоры, предлагали различные задания на библиопеременках. Вызвали интерес- «Как слово зародилось», «У всякого мастера свои фантазии», «Чьи терема ушли под небеса…», действуют и постоянные выставки «Край, в котором я живу», «Народный календарь». Всё это значительно пополняет словарный запас учащихся, способствует развитию монологической речи, приобщает к многовековой и славной культуре России.
Особый эмоциональный след в душе каждого оставляют русские народные праздники с песнями, играми и угощением.
Наши далекие предки-древние славяне-делили год на три праздничных периода, каждый из которых сопровождался своими праздниками. Были и свои обычаи, обязательные к исполнению. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Обычай крепче закона», «Не сошлись обычаями-не бывать дружбе»-эти пословицы показывают, как уважительно и почтительно относились к обычаям наши предки. На будущее и мы планируем собрать обычаи по каждому празднику. Сейчас же у нас самые любимые и весёлые-Новый год и Масленица. Они способствуют сплочению, сохраняя традиции и уважение к памяти предков.
Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была властьб идей добра, справедливости, праведности, нравственности. Будем же и мы сохранять и умножать национальные традиции в воспитании подрастающего поколения.