Зотова Л.Н. "Духовно – нравственный аспект в преподавании литературы в сельской школе"

Не дом – машина для жилья.

Давно идет сыра земля

Сырцом на все четыре стороны.

 

Поля покрыл железный хлам,

И заросла дорога в храм,

Ржа разъедает сердце Родины.

                                                                                       ( Анатолий Передреев )

 

         

          Рано или поздно даже слова о нравственности  и правде утрачивают свой смысл. Между тем Ф.М. Достоевский считал, что спасать нравственность  надо  повторением этого слова и 500-й, и 501-й раз.

          Митрополит Калужский и Боровский Климент подчеркивал в своем докладе на открытии  XIV  Международных Рождественских образовательных чтений: « Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека …Школа … через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности».

          Издавна считалось, что сила и величие русского народа – в его духовности, соборности, что означает, прежде всего, нравственные, справедливые основы жизни, свободу мысли и творчества, освещенные Православием моральные нормы поведения человека в обществе.

·        Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

          Возможности литературы в формировании нравственности человека безграничны. Уроками  «нравственного прозрения» называл А.Т. Твардовский уроки литературы.

          Одной из целей изучения литературы, обозначенных в государственном стандарте по литературе, является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

          Помочь подросткам осмыслить сложный процесс становления личности – вот одна из воспитательных задач словесника.

          Учитель литературы имеет больше возможностей заглянуть во внутренний мир подростка, используя огромный содержательный материал произведений художественной литературы.

          Вот что говорит о русской литературе митрополит Климент: «Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность  народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. Русская литература вместе с ее искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную ценность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением".

          В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем сознании: с родной землей, человеком на ней, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями.

          Ценностный подход помогает пробудить в личности школьника культурно – нравственные потребности и стремление к идеалам. Ведь ребенку так важно уловить свою личность, нащупать возможную перспективу своего развития.

          Все помнят произведение М. Горького «Детство». В нем изображены  разные типы человеческого поведения – дед Каширин и бабушка Акулина Ивановна. Размышляем с ребятами о том, как относятся они к другим людям, к окружающей действительности.

         Выясняем:

  • страсть к наживе иссушает душу деда и оборачивается крушением всех жизненных устоев;

  • и жизнерадостное восприятие мира бабушкой, ее безграничная любовь к людям.

          Когда мы говорим о «современном прочтении» классики, то имеем в виду своеобразную универсальность хорошей литературы.

Возьмем рассказ И.С. Тургенева «Муму» (из программы 5 класса). Иногда приходится встречаться с таким мнением, что ребятам неинтересно прошлое, изучаемое ради прошлого, что они не видят смысла в бесконечном обличении  крепостного права. Но ведь в этом произведении решаются такие нравственные вопросы ,как сострадание, милосердие, чувство собственного достоинства.

          Как правило, готовых ответов на все случаи жизни нет. Художественные произведения побуждают юного читателя к самостоятельному поиску решений.

           Не одно поколение учителей литературы решает еще одну задачу – вызвать интерес к урокам литературы, интерес к чтению. Эту проблему обсуждали и  словесники Частинского района. У каждого педагога есть свои приемы и методы. Главное – заинтересовать ребят своим отношением к изучаемой теме.

Проблемные вопросы, столкновение мнений, диалогичность – все это должно быть на уроках литературы. Учитель не должен быть единственным источником знаний. Ребят необходимо учить не только отвечать на вопросы, но и учить формулировать, задавать их.

          Часто герои произведений поставлены в ситуацию нравственного выбора. Объяснить, обосновать выбор героя учащимся бывает трудно. А значит, есть над чем подумать, поработать.

           Читая произведение Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», ребята познают себя и приходят к выводу, что уже с ранних лет важно целенаправленно воспитывать себя, не рассчитывая на то,  что личностью человек станет автоматически, а высокие человеческие качества появляются сами по себе.

           Народная культура – это кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, ее богатству, к людям. Если народ утрачивает связь с прошлым, он теряет силу, свое будущее, превращается  в Иванов, родства не помнящих.

          Изучение литературы начинается с устного народного творчества.

          Лучшее средство ввести подростка в мир культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказов, вслушаться в его песни и частушечные мотивы, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику. Д.С. Лихачев писал в этой связи: «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение ,что все русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно. Планомерное преподавание литературы и призвано разрушить это неверное представление».

         Сельский быт, уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличии от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общность, воспитание детей всем миром.

         Загадки, пословицы, поговорки, сказки, русские народные песни – в этом наша история и наши вековые традиции. При изучении произведений УНТ обращаемся к календарным обычаям, обрядам, праздникам. Обряд является связующим звеном между поколениями. Взаимодействуем со школьным музеем. В нём представлены экспозиции, связанные с культурой народного быта, народных праздников, традиций, обрядов.

         Учебным модулем в предмет «Литература» введено «Литературное краеведение».Переход на новый базисный учебный план даст ещё больше возможностей для введения различных курсов.

         С 1992 года изучение Ветхого и Нового Завета предусмотрено государственной программой преподавания литературы в школе. Приобщение к священным книгам сосредоточивает внимание не на религиозном их содержании (эту задачу решают богословы), а на их значении в светской, и в первую очередь – культурной жизни человечества. Именно необходимость донести содержание Евангелия до славянских народов побудило Кирилла и Мефодия к созданию славянской письменности. Оттиски библейских текстов первыми сошли с печатных станков Иоанна Гуттенберга и Ивана Федорова.

         Сегодня православная литература стала доступной, есть учебные программы, которые предполагают творческое отношение учителя к литературному материалу. Обращение к различным источникам – мифам, фольклору, мировой художественной литературе – позволяет  увидеть в Священном Писании важнейшую форму осмысления человеком окружающего мира и своего места в нем.

Возврат к духовным традициям предков, морально-этической сокровищнице христианства не может быть вредоносным и опасным.

          При жизни каждый человек постоянно сталкивается с необходимостью морального выбора, с раздумьями о собственной судьбе, со смертью близких, со стремлением определиться, кто он, на что он может надеяться, то есть пытается  найти пути собственного «я». Справиться со всем этим человек может лишь тогда, когда принимает, усваивает какие-то принципы, общие правила, опирается на опыт других людей. Эти духовные ориентиры он находит прежде всего в доступной ему культуре. И с давних времен, и в настоящее время  язык религии, ее символика и сюжеты были и остаются наиболее доступным и популярным средством решения «вечных» вопросов человеческого существования.

         Вера в бога и усвоение религиозных духовных и нравственных  ценностей – это один путь. Другой – это литература, искусство, философия. Исторически  культура развивалась в двух формах – религиозной и светской. Большим бедствием было то, что  целые поколения в нашем  обществе были лишены религиозной части культурного наследия.

        Житийная литература, наряду с иными  произведениями древнерусской письменности, прочно вошла в курс русской литературы для школьников второй ступени. Тем более отрадно, что обращение к памятникам русской культуры является неформальным воплощением одной из важнейших воспитательных задач   по формированию у учащихся чувств гражданственности и патриотизма. Знакомство с неординарными личностями  (среди них просветители, военачальники,  художники, зодчие, священники) позволяет прививать молодому поколению осязание глубинной мудрости  родного слова, гордость за историческое ратное  и духовное наследие.

Объясняя детям, что такое патриотизм, мы произносим дежурные слова, что это любовь к Родине.

         Вот мнение русского православного писателя Бориса Зайцева. Он дал глубоко духовное и краткое разъяснение патриотизму: «Патриотизм – это любовь к семье, милосердие и смирение».

         Академик Д.С. Лихачев соглашается с ним: «Любовь к Родине начинается с любви к семье … Она постоянно растет. С возрастом она становится  также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своей земле, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти,  любовью к своей стране и ее народу».

         Хочется вспомнить русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева и его произведение, которое входит в школьную программу ,«Лето Господне». Следует обратить внимание на то, как строится фабула произведения. Внешне она повторяет последовательность времен года: весна – лето – осень – зима. На самом же деле Шмелев ведет повествование по календарному году русского православия. Характерно, что автор прослеживает слияние планетного  солнца, дающего  буйную весну, теплое, яркое лето, задумчивую осень, ядреную морозную зиму, и солнца духовно-православного, несущего светлое Христово Воскресение, «самый мокрый праздник» Троицы, Спасы, обетованное Рождество, бодрящее Крещение…

Вместе с И.С.  Шмелевым мы можем наблюдать, как русский человек, строя Россию, наполняет лето (по-древнерусски -год) трудами и молитвами. «Помню!» – звучит голос писателя. Хочется, чтобы и современная молодежь прониклась духом благословенной памяти.

          В одной из газет «Литература» наткнулась на статью Н.И. Мельниковой «Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь. На материале «Тихого Дона». В новых временных условиях и связях персонажи Шолохова вдруг заявляют о себе с ранее скрытой стороны. В современных исследованиях не только во многом по- новому оценивается исходная проблемность  произведений, но и активно разрабатывается прежде не предусматривавшиеся  подходы. 

          Другой писатель В. Распутин не устает предупреждать об опасности безверия, беспамятства, бездуховности, о том, чем еще предстоит стать человеку в его безумном существовании.

          Идея Христа (земля – «подножие ног Божьих») живет и наполняется все новым смыслом в книгах мастера, все более ярко выраженным присутствием христовых заповедей в душе. Исповедь земле издревле считается христианским обрядом. У земли просим прощения за тяжкие грехи. Ее голос воспринимается как голос Бога. Образ земли, приговоренной к затоплению, вырастает в повести «Прощание с Матерой» в символ сотворенной человечеством катастрофы.  «Я не люблю фантазировать, право писателя на вымысел я использую только для поправок, прочищающих нравственные токи  реальности при перенесении ее в книгу», - пишет Распутин.

          Появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам?

Обернувшись к своим корням, мы прежде всего хотим осознать себя как православных христиан, граждан мировой цивилизации. В ежедневной суете мы, взрослые, порой забываем о состоянии своей души и превращаем ее в равную для зла и добра, любви и ненависти, отчаяния и оптимизма, сострадания и безразличия… Такая оставленная душа не способна научить молодого человека любить, то есть уметь отдавать свои чувства, не способна показать отличие самоуважения  от обыкновенного себялюбия, перерастающего в эгоизм, не сможет научить радости творческого труда.

Не сожалей: ведь мир наверняка

Тебе дарован с веточкою вербы.

И ты пройди сквозь грозные века,

И ты воспрянь, когда тебя низвергли.

 
  • Урок-бенефис
  • Урок-вернисаж

 

 

 
 
  • Урок-путешествие
  • Урок-встреча

 

 

 
 
  • Литературное кафе
  • Урок-посиделки

 

 

 
 
  • Урок-концерт
  • Урок творчества

  • Урок-сказка

 

 

 

 

  • Урок в школьном музее

 

 
 
  • Урок-портрет
  • Урок-заочная экскурсия

 

 

 
 
  • Урок-практикум
  • Урок-диспут

  • Урок-конференция

  • Урок-аукцион

 

 

 

 

 

  • Литературный салон