Кружок «Компьютер – твой друг»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Пихтовская основная общеобразовательная школа

Кружок «Компьютер – твой друг»

Кружок «Компьютер - твой друг»

(традиционная адаптированная программа)

(5-9 классы)

(срок реализации – 1 год)

 

Составитель: учитель истории Дурновцева М.В.

 

Рецензент: зам.директора по УВР Зотова Л.Н.

 

Основное содержание программы.

 

1.0                       Знакомство с ПК. Понятие  информации. Способы работы с информацией. Программное обеспечение. Его виды. Единицы информации (байт, бит).

2.0                       Знакомство с ОС (операционной системой). Понятие ОС. Функции ОС. Файл. Функции файловой системы (ФС). Папка. Основные операции с папками и файлами.

3.0                       Работа с Windows. Что такое Windows. Запуск компьютера. Выключение компьютера.

3.1                       Устройства управления. Клавиатура. Знакомство с клавишами. Мышь. Приемы управления мышью.

3.2                       Рабочий стол (значки, ярлыки, окна, контекстное меню). Значки документов. Ярлыки программ. Понятие «окна», работа с окнами. Контекстное меню, вызов контекстного меню, работа с контекстным меню.

3.3                       Меню «Пуск». Вызов меню «Пуск». Знакомство с меню «Пуск». Работа с меню «Пуск».

3.4                       Программа просмотра изображений и факсов. Знакомство с программой «И. и Ф.». . Работа с программой «И. и Ф.».

3.5                       Графический редактор Paint. Запуск программы. Работа в программе. Создание рисунков. Знакомство с кнопками внизу экрана. Работа с кнопками- панель  инструментов: Удаление, Печать, Сохранение, Вызов программы редактирования, Изменение размеров.

3.6                       Windows Media Player (WMP). Знакомство с программой. Прослушивание файлов - музыкальных композиций. Копирование с компакт диска. Копирование на компакт диск.

3.7                       Документы. Файлы. Папки. Понятие документа, файла, папки. Свойства. Работа с папками «Мой компьютер», «Мой документы». Задачи для файлов и папок (Скопировать, Удалить, Переместить, Переименовать, Создать, Записать на диск, дискету).

3.8                       Настройка ОС. Выбор фонового устройства рабочего стола. Оформление элементов окна. Применение корзины(Recycle Bin). Настройка системных часов и системного календаря.

4.0                       Microsoft Office. Понятие о МО. Стандартные программы. Профессиональные программы. Бизнес - приложения.

4.1                       Стандартные программы. «Блокнот». Ввод и редактирование текста. Работа с блоками текста. Основные правила набора. Навыки работы с клавиатурой.

4.2                       Стандартные программы. «Калькулятор». Виды. Работа с калькулятором.

 

4.3                       Microsoft Word.

4.3.1.Ввод и редактирование текста: создание нового документа, ввод текста, создание нового документа с помощью мастера или шаблона, непечатаемые символы, поиск и замена текста, просмотр текста в режиме разметки.

4.3.2.Форматирование текста: изменение межзнакового интервала, табуляция, применение специальных эффектов, установка межстрочного интервала, установка маркеров в абзацах, нумерация абзацев, поиск и замена фрагментов отформатированных определенным способом, стиль документа, создание стиля форматирования абзацев.

4.3.3.Установка параметров страниц документа: создание нескольких разделов в документе, разбиение текста на страницы, нумерация страниц, создание колонок, автоматическое форматирование документа.

4.3.4 Создание таблиц: построение стандартной таблицы, рисование таблицы, создание сложной таблицы, ввод данных в таблицу, выравнивание содержимого ячеек, суммирование чисел в таблице, удаление данных из таблицы, вставка строк, столбцов, объединение ячеек в таблице, преобразование текста в таблицу.

4.3.5.Специальные приемы работы с текстовым редактором Word: автозамена текста, вставка специальных символов, автотекст, автоматическое сохранение документа, вставка и редактирование гиперссылок.

4.4. Maicrosoft Power Point. Основные приемы создания презентации, мастер автосодержания, примеры презентаций, режимы просмотра, добавление слайдов, удаление слайдов,  создание текстовых слайдов, вставка графических объектов в слайды.

4.5.Творческая работа в  Maicrosoft Power Point.Учащиеся самостоятельно составляют презентацию на свободную тему.

 

Методическая часть. 

 

Предлагаемый учебный материал ориентирован на 34 часа изучения.

Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:

1.объяснение.

2.показ.

3.практическое закрепление полученных знаний за компьютером.

Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, учащиеся постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.

Занятия на кружке должны строится с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ученика. Также должно учитываться  наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у учащегося своего домашнего ПК.

Различная начальная подготовленность участников кружка требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же,  как и успехи учащихся уже имеющих навыки обращения с компьютером.

 

Диагностическая часть.

 

 

Форма

Проведения                                                    

Срок проведения                                         

Ответственный

Защита презентации

Microsoft Power Point

на заключительном

занятии.

Май 2007г.

Руководитель

кружка

 

Концептуальная часть.

 

           Данная программа кружка разработана с учетом проекта «Компьютеризация  сельских школ – 2001», над реализацией которого  по поручению В.В. Путина работало Министерство образования РФ.

На занятиях кружка учащиеся научатся работать на компьютере, узнают как использовать персональный компьютер (ПК) для подготовки к урокам. Не смотря на то, что приемы и методы работы с вычислительной техникой (сегодня) относятся к высоким информационным технологиям, ничего сложного в них нет. Освоение информационных технологий связано с огромным количеством терминов и понятий. В единичном случае трудно освоить  все понятия, но знакомство с новыми понятиями во взаимосвязи позволяет усвоить их наиболее глубоко. Программа кружка позволит прежде всего разобраться с понятиями и их взаимосвязью.

Несмотря на скромный объем (34 часа), она охватывает практически все компоненты, входящие в учебные программы по информатике.

           Программа рассчитана на школьников второй ступени обучения.

Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий.

Программа нацелена на развитие у учащихся общих учебных умений и навыков:

1.                учебно-организационных (планирование деятельности,                    рациональное  выполнение заданий и т.п.);

2.                учебно-коммуникативных (умение слушать, умение конспектировать, умение выступать перед аудиторией, защита презентации и т.п.);

3.                учебно-информационных с компьютерными источниками информации, умение работать с компьютерной техникой (принтер, сканнер и т.п.);

4.                учебно-интеллектуальных (самостоятельно вырабатывать алгоритм действий, классифицировать информацию и т.п.).

 

Цель обучения: развитие умений и навыков работы с ПК, знакомство с операционной системой Windows XP, работа в прикладных программах:  Microsoft Word, Paint, Блокнот, Power Point, Калькулятор, Программа просмотра изображений и факсов.

 

Задачи:

1.      Обучение работе на компьютере, развитие умения работать с информацией.

2.      Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие общих учебных умений и навыков.

3.      Повышение интереса к учебным предметам, мотивация к самообразованию. Воспитание у учащихся настойчивости, целеустремленности, коммуникабельности, предприимчивости.

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

                                                                                         

Количество часов

 

 

Теория

 

 

Практ.

 

 

Всего

1.      Знакомство с ПК.Понятие об информации.

 

2.      Знакомство с ОС

(операционной системой).

 

3.      Работа с Windows:

3.1 Устройства

управления  (мышь,клавиатура)

3.2 Рабочий стол (значки, ярлыки, окна, контекстное меню)

3.3                       Меню «Пуск»

3.4 Программа

 просмотра изображений и факсов

3.5 Графический

редактор Paint

3.6 Windows Media Player

3.7 Документы, файлы папки

3.8                       Настройка ОС

 

4.      Microsoft Office

4.1 Стандартные про- граммы «Блокнот»

4.2 Стандартные

програмы«Калькулятор»

4.3 Microsoft Power Point

4.4 Творческая работа в Power Point

 1

 

 

1

 

 

 

 

0,5

 

 1

1

 

 1

 

1

1

1

 1

 

 

 

1

 

0,5

1

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 1,5

 

 1

1

 

 1

 

3

1

3

 1

 

 

 

1

 

1,5

4

 

3

 1

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 2

2

 

 2

 

4

2

4

 2

 

 

 

2

 

2

5

 

3

 

Итого:                                                                                                     12                         22                               34

 

 

 Ожидаемые результаты.

 

          К концу срока обучения учащиеся должны:

 

Знать:

-         что такое информация;

-         какие носители информации существуют;

-         что такое бит, байт;

-         правила ТБ при работе на компьютере;

-         состав основных устройств ПК, их назначение;

-         устройства ввода и вывода;

-         принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог;

-         назначение текстовых редакторов;

-         основные режимы работы текстовых редакторов;

-         какие существуют области применения компьютерной графики;

-         назначение графических редакторов;

-         назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, меню инструментов. Палитры, ножниц, ластика;

 

Уметь:

-         приводить примеры информации и информационных процессов человеческой деятельности, живой и неживой природы и техники;

-         пересчитывать количество информации в различных единицах (битах байтах);

-         включать и выключать компьютер;

-         пользоваться клавиатурой;

-         вставлять дискеты и диски в накопители;

-         ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

-         выполнять основные операции с файлами и папками: копирование, перемещение удаление, переименование, поиск;

-         набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

-         сохранять текст на диске дискете, загружать с диска, выводить на печать;

-         строить несложные изображения с помощью графического редактора;

-         сохранять рисунки на диски и загружать с диска, выводить на печать;

-         создавать в компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки;

-         работать с мультимедийными обучающими программами;

-         работать в программе Power Point.

 Список литературы

для руководителя кружка.

 

1.     Информатика 7-9 класс, под ред. Профессора Макаровой Н.В.. – Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск: Питер, 2001.

 

2.     Левин А. Самоучитель работы на компьютере,  6-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Нолидж, 2001.

 

3.     Леонтьев В., Новейший самоучитель работы на компьютере. – М.: «Олма-пресс образование», 2005.

 

4.     Симакин И.Г.. Хенер Е.К., Информатика. Задачник практикум в 2 т. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.

 

5.     Симонович С, Евсеев Г, Алексеев, Windows  лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.

 

6.     Симонович С.В. Компьютер в вашей школе, Москва 2001.

 

7.     Стив Сагман, Microsoft Office 2000 (самоучитель).

 

 

Список литературы для учащихся.

 

1. Симонович С, Евсеев Г, Алексеев, Общая информатика (5 – 9 класс). Москва, 2001.

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".