Дурновцева М.В. Интеллектуальная игра «Государственные символы России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Пихтовская основная общеобразовательная школа

Дурновцева М.В. Интеллектуальная игра «Государственные символы России»

Цель:  проследить  историю государственных символов России.

 

Задачи:  

1.      Образовательная: практическое использование знаний из истории государственной символики России;

2.      Развивающая: развитие активности и творческого мышления учащихся, развитие эмоциональной компетентности;

3.      Воспитательная: воспитание бережного отношения и уважения к существующим символам государства, как памятникам прошлого, и достоянию современности.

 

Оборудование: изображение государственного герба, флага, медиапрезентация.

 

Ход игры.

 

I.                   Оргмомент (Слайд-клип «Россия»).

Добрый день, уважаемые участники.

Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Государственные символы в судьбе России».

На экране написаны названия туров Слайд). Все участники делятся на три группы – сектора; внутри  группы участники могут совещаться и помогать своему представителю. Критерием оценивания вашей деятельности избрана «верста» (Слайд). За правильный ответ сектор получает 300 верст, за неполный – 200 верст, а за выполнение групповых заданий в качестве поощрения от ведущего – 100 верст. Сектор, набравший большее количество верст, объявляется победителем, а участники игры «почетными гражданами».

 

II.               Постановка учебной задачи.

В новое тысячелетие Россия вошла с обновленной государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орел появился еще в московском царстве. Символы государства означают его независимость, подчеркивают особенности и значимые традиции сложившиеся в ходе исторического развития.

Наша страна по разному называлась на протяжении истории (Российская империя, СССР, РФ и т.п.).

В первой статье Конституции РФ указано современное название нашего государства и определена форма государственного правления:

1.                        «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

2.                        Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Цель нашей игры – проследить историю государственных символов России.

 

III.            Ход игры.

Итак, приступим к первому туру нашей игры, который называется «Русский орел с античным профилем». Как вы считаете, о чем пойдет речь в этом туре? Что означает выражение «Орел с античным профилем»?  (Ответы участников).

          Ученик I. До Петра I на Руси существовали эмблемы – личные знаки князей. Особенно были распространены две: всадник, поражающий копьем дракона, и двуглавый орел с распростертыми крыльями. Изображение орла встречается еще у древних народов, им украшались ткани, расписывались стены. В XIIIXIX вв. двуглавая птица «долетала» до Европы, разместившись на монетах и печатях. А когда же появился двуглавый орел в России?

          Ученик II. Я тебе расскажу. С 1462 по 1505 г. на Руси правил великий князь Иван III. Вот с его именем и связывают появление нового символа Российского государства. Версия происхождения герба такова. Великий князь  московский, Иван III , женившись на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора, заимствовал герб некогда славной Византийской империи – двуглавого орла, соединив его  с московским всадником. Правда, существуют и другие объяснения, о них ты можешь прочитать в книгах.

          Вопрос к участникам.  Не меньшее значение в  российском гербе имеет всадник, поражающий копьем дракона.

          Кто этот всадник и какова его роль для Отечества? Выберите правильный ответ:

1.      Дмитрий Донской, поражающий хана Мамая:

2.      Иван III, поражающий хана Ахмата, сумевший прекратить выплату дани Большой Орде;

3.      Святой Георгий, которого московские князья почитали как защитника и покровителя.

          Ученик I. Значит, официальным символом двуглавый орел стал на Руси в XV в. при Иване III ?

           Ученик II. Да, но только в XVII в. эти изображения стали именовать государственным гербом. В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667г. о толковании герба написано, что «орел двуглавый есть герб державный великого государя». В современном Законе РФ «О  государственном гербе РФ» написано: «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь … дракона, также обращенного влево».

Вопрос к участникам: Что символизируют три короны на двуглавом орле современного герба?

Задание секторам:  Разработать проект герба школы и представить его, учитывая некоторые правила и значения. Основа герба - щит.

 Каждый цвет имеет свою символику.

 Золото означает богатство, силу, верность, чистоту и постоянство.

 Серебро- невинность, чистоту.

Голубой - величие, чистота, ясность.

Красный- храбрость, мужество.

Зеленый-надежда, изобилие, свобода.

Черный  -  образованность, печаль.

  На щите могут быть изображены животные, птицы, растения.

   Кошка- символ независимости;

   Волк - злости, жадности;

   Медведь - силы, мощи;

   Собака - верности, преданности;

   Лиственница- символ России;

   Береза- символ постоянства, верности;

   Кедр - надежности и могущества.

( Подведение итогов первого тура)

А теперь приступим ко второму туру нашей игры.

Ученик марширует со стягом красного цвета. Тихо напевает: « Смело мы в бой пойдем…». На встречу ему выходит ученица и задает вопрос: «А почему ты собрался в бой под красным знаменем. Ведь наш  государственный флаг - трехцветный?».

Ученик: Потому, что в 2000 г. к государственному флагу России приравнено и  Красное знамя Победы. А еще раньше, вероятно, у древних славян, флаги  тоже были красными, самыми заметными и яркими. Красный цвет звал на битву.

Ученица: А я знаю традицию трехцветного флага. Пошла она со времен Северной войны, когда Петр I дал русской армии и флоту бело- сине- красный флаг. Расположение его полос отражало представления людей оттого времени об устройстве мира. Внизу- мир мифический- красный. Выше-небесный- голубой. Еще выше- мир божественный- белый. Современный трехцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ. Аеще у нашего флага есть праздник.

Вопрос к участникам: Когда россияне отмечают День государственного флага РФ? Выберите правильный ответ:

1)   12 июня;

2)  22 августа;

3)12 декабря.

Вопрос к участникам: Известно, что цвета российского флага имеют глубокий символический смысл. Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее  убедительным:

1)белый - мир, чистота, правда, непорочность; синий - вера, верность, постоянство; красный- энергия, сила, кровь пролитая за Отечество.

2)белый - верность, вера; синий - мир, правда; красный- красота, удаль;

3)белый - богатство, сила; синий - величие, ясность; красный- надежда, свобода.

(Подведение итогов второго тура)

Следующий тур нашей игры называется – «Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою…».

Ученик 1: В истории нашего государства было немало «хвалебных  гимнов». Назовите какие вы знаете?

( «Интернационал», «Гимн СССР» и тп.)

Ученик 2: Гимны ты знаешь. А что ты знаешь о истории создания государственного гимна России?

Ученик 1: Я знаю, что надобность в гимне появилась при Петре I. При Елизавете  Петровне музыка стала непременной составляющей жизни двора. С 1816 г. официальным гимном России стал английский гимн –          « Боже, храни короля!». (Музыка).

 Русский текст к нему написал Василий Жуковский  в 1833 г., но музыкальная основа не отражала характера русского народа. Николай I дал поручение композитору А.Львову сочинить музыку. 11 декабря 1833 г.прозвучал российский государственный гимн  «Боже, царя храни!», который звучал до 1917 года. (Музыка).

С февраля по октябрь 1917 г. Звучал гимн «Рабочая Марсельеза». (Музыка).

 После октябрьской революции большевики утвердили в качестве гимна страны  партийный гимн «Интернационал». (Музыка).

 В годы Великой Отечественной войны  было принято решение о создании нового государственного гимна. В ночь на 1 января 1944 г. Прозвучал новый гимн СССР, музыку которого написал А.Александров, а слова – С.Михалков и Г.Эль- Регистан. (Музыка).

В 2000 г. на музыку Александрова был написан новый гимн России.  (Музыка).

Вопрос к участникам:

 Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим!»

 

1)                 «Народному гимну» В.Жуковского;

2)                 «Интернационалу» Э.Потье;

3)                 «Гимнам Родине» Ф.Сологуба.

Задание секторам: Написать четверостишие, посвященное России.

Подведение итогов игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".